Найти в Дзене
Московская мозаика

Морской гранит-1, или Время собирать камни

«Над вымыслом слезами обольюсь…»

А.С. Пушкин

Лично для меня эта история зародилась в стенах Школы-студии им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР. Именно там я впервые услышал красивую легенду о том, как камень с могилы Н.В.Гоголя стал надгробием для другого писателя, М.А.Булгакова.

В первой половине 70-х годов прошлого столетия мне посчастливилось учиться в легендарном театральном ВУЗе на излете той классической эпохи, когда там еще преподавали «мхатовские старики» (народные артисты СССР В.Я. Станицын, П.В.Массальский, С.С.Пилявская, А.Н.Грибов, А.К.Тарасова и другие), работавшие еще со Станиславским и знавшие лично автора знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Они-то и делились со студентами не только секретами актерского мастерства, но и бесценными кладовыми своей памяти.

 Великие старики МХАТа
Великие старики МХАТа

Так, об упомянутом выше сюжете нам поведал близкий друг семьи Булгаковых, наш педагог, доктор искусствоведения В.Я.Виленкин, автор известных книг об Ахматовой, Качалове и Модильяни. Однако введу читателя в курс дела.

После того, как великий русский писатель Н.В.Гоголь был погребен в Москве на погосте Свято-Данилова монастыря в 1852 году, над его могилой возложили отшлифованную плиту с изречениями из Библии и каменный валун, именуемый голгофой. Морской гранит был специально выбран и на подводах доставлен из Крыма Иваном Аксаковым, в семье которого Гоголя любили и почитали. Являясь сыном писателя С.Т. Аксакова, автора знаменитой «Семейной хроники» и «Аленького цветочка», Иван и сам был человеком незаурядным. Талантливый поэт, публицист, общественный деятель, издатель. Будучи горячим патриотом, он во время Крымской войны вступил в ополчение, а по окончании военных действий входил в Комиссию по расследованию злоупотреблений интендантских служб на полуострове. Его имя стало синонимом честности, а меткие высказывания не потеряли актуальности и сегодня: «Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит бессовестнейший захват чьей-либо чужой земли»; «Попробуйте вразумить Западную Европу насчет России… не вразумите. У нее нет даже органа для понимания России».*

Но вернемся к заявленному сюжету. В 1931 году (при «упразднении» монастырского некрополя) прах Гоголя вместе с плитой перенесли на Новодевичье кладбище.

-2

После установки в 1951—предъюбилейном -- году нового надгробия с бюстом писателя (автор -- скульптор Н.В.Томский), «крымская голгофа» оказалась не у дел. Вот якобы ее, в яме среди отходов гранильной мастерской, и увидела вдова писателя Елена Сергеевна, которая долго не могла определиться с памятником . Ей хотелось чего-то «достойного и долговечного». Выкупив и возложив камень-голгофу в изголовье мужа, она тем самым как бы исполнила волю покойного. Ведь не случайно, считая себя приемником Гоголя, в тяжелый период жизни Михаил Булгаков написал: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».

-3

Сейчас в Интернете можно найти массу ссылок на эту тему. Встречаются и разночтения. Увы, «подлинность» камня документально ничем не подтверждена. Да и на фото 1902 года камень-голгофа с крестом выглядит иначе, нежели булгаковский монолит. Возможно, предприимчивые работники кладбища «подсунули» доверчивой вдове камень с другой «биографией». В общем, вопросов больше, чем ответов. Но, согласитесь, история преемственности памятника вышла занимательная и, к тому же, в духе покойного, который, по словам друзей, обожал розыгрыши и мистификации. Не будем осуждать страдающую женщину, стремящуюся после смерти любимого мужа использовать любой повод, чтобы уберечь память о нем от забвения. К тому же прослеживается еще один факт, говорящий в пользу уместности каменного скитальца из Крыма на данной могиле. Ведь именно на территории полуострова развернулись основные действия одной из лучших пьес Булгакова -- «Бег», содержание, которой переносит нас во времена, когда этот клочок земли служил последним оплотом Белого движения на южной окраине бывшей Российской империи. Да и в судьбе нашей кочующей глыбы ощущается что-то общее с неприкаянностью героев пьесы. Будем надеяться, что на сей раз ни надгробные камни и ни прах, покоящихся под ними, уже никто не потревожит.