Введение
В основе системы менеджмента качества лежит идея эффективного управления организацией посредством процессного подхода.
Менеджмент качества подразумевает, что наиболее важным фактором в бизнесе является качество. Независимо от того, что это за бизнес - небольшое ателье или огромный завод.
Внедрение системы менеджмента качества (иначе - внедрение стандартов ISO 9000) - важнейший шаг, который должен сделать любой бизнес, чтобы быть конкурентоспособным и успешным, независимо от того, на какой рынок он ориентирован - внешний или внутренний.
Основные факторы СМК
При внедрении системы менеджмента качества следует учитывать ряд основных факторов.
1. Обмен информацией
Необходимо обеспечить в организации эффективный обмен информацией. Т.к., если в небольших компаниях обмен информацией проще и происходит быстро, то на крупных производствах этот процесс может критично задержать принятие важного решения.
При этом стоит избегать излишней бюрократизации, что так же может привести к увеличению времени принятия решения.
2. Менеджер качества
Для эффективного функционирования и развития СМК, необходим менеджер качества. При этом следует учитывать, что это должен быть человек, который хорошо знает весь производственный цикл и кто какие задачи выполняет. Также, он должен обладать лидерскими качествами, дабы уметь настроить сотрудников на эффективную работу.
Менеджер качества должен знать принципы СМК и ориентироваться в стандартах ISO 9000. Можно как нанять профильного специалиста, так и обучить подходящего сотрудника из числа ТОП-менеджеров компании.
Для максимальной эффективности работы менеджера качества, желательно, чтобы он был в непосредственном подчинении у высшего руководителя и обладал всеми необходимыми полномочиями по управлению процессами в организации.
3. Вовлечение сотрудников
В процесс внедрения СМК должен быть вовлечен весь персонал компании. Не лишним будет проведение для них тренингов по системе менеджмента качества и стандартам ISO 9000.
Также следует поощрять инициативы сотрудников, направленные и на повышение своей квалификации.
4. Соблюдение баланса
Не стоит слепо гнаться за показателями. Всегда следует соблюдать баланс. Иначе есть риск оказаться в ситуации, когда одни показатели не будут поспевать за другими.
Такой дисбаланс может привести к тому, что даже при высоких усредненных характеристиках продукта, он будет неконкурентоспособным, т.к. его низкие характеристики будут аннигилировать высокие.
5. Качество, как единая цель
Необходимо разъяснять сотрудникам, для чего необходим менеджмент качества. Все сотрудники должны знать, понимать и принимать, что их общая цель - выпуск высококачественного продукта.
Руководству следует публично отмечать все факты повышения эффективности и качества работы. Наглядно привязывать их к системе менеджмента качества.
Такой подход, основанный на реальных фактах, сможет сформировать у сотрудников необходимое позитивное отношение к СМК компании, в которой они работают.
6. Привлечение специалистов
Для внедрения системы менеджмента качества лучше привлечь опытных специалистов в этой области.
Это не только сократит время разработки и внедрения СМК, но и позволит избежать критических ошибок. Ошибки, допущенные при самостоятельной разработке и внедрении СМК, влекут за собой сбои в функционировании системы, которые сведут на нет всю проделанную работу.
Помимо того, что сами сбои могут повлечь за собой материальный и репутационный ущерб, их исправление потребует дополнительных временных и материальных затрат.
Это тот самый случай, когда скупой платит дважды.
Подведем итог
Внедрение системы менеджмента качества окупается увеличением доли на рынке, расширением клиентской базы, повышением конкурентоспособности и другими экономическими выгодами.
Для менеджмента качества не имеет значение, какого размера компания. Его могут применять даже маленькие мастерские.
За счет документированности ключевых процессов, эффективного контроля, анализа и возможности своевременных корректировок, бизнес повышает свою прозрачность и управляемость.
Эффективно работающая СМК - это реальный инструмент непрерывного развития бизнеса и источник экономической выгоды.
Подписывайтесь на Стандарты & Менеджмент и читайте нас там, где вам удобно:
На Яндекс.Дзен
На Яндек.Кью
Вконтакте
В Телеграм
Приглашайте других, комментируйте, задавайте вопросы, делитесь материалами в социальных сетях. Это сделает наш труд еще более эффективным.