"Отец Горио" - роман французского писателя Оноре де Бальзака, одного из первых ПЕРДставителей реализма в европейской литераДуре. А ещё я где-то вычел, что частица "де" в его имени есть признак блатного рода - держу в курсе. А так же мне известно из некоторых источников, что роман был написан Бальзаков в течение 25 дней, что были наполнены работой "на едином дыхании". В аннотации к роману сказано, что он глубоко копает на темы страстей людских, пороков и всё такое. Так ли это и хорош ли он в целом?
Если вкратце, то лично мне роман показался чуть выше среднего. Сказать, что он поразил меня до глубины души, - не особо. Поведало ли оно мне о людях и их сути? - Немного, но ничего такого, что не знал бы средний читатель или, сказать больше, просто средний гражданин в свои, скажем, лет 20. Все мы с вами знаем из классической литературы, что люди какашки и всё такое, - потому и какого-то прозрения мне "Отец Горио" не предоставил. Но, быть может, он смог поведать мне интересную историю? - Определённо, тут роман возымел больше успеха.
Сам сюжет начинается в доме госпожи Воке, который представляет из себя этакую коммуналку-гадюшник, только времён Франции 1819 года - именно тогда начинаются события романа. И именно о жителях этого средней руки заведения пойдёт речь. Поначалу нам представляют главных завсегдатаев дома Воке, каждого по отдельности, и оттого возникает ощущение, что у каждого из них будет какая-то своя сюжетная арка, где каждый как-то себя проявит, показав читателю, что они за люди-то такие. Однако на деле оно оказывается не совсем так.
Да, каждый из постояльцев Воке сыграет свою роль в действии, однако порой это роль всего для одного действия. Так, на сюжет и события романа минимальным образом повлияли сама Воке(просто держит дом и временами бурчит), Мишоно, Пуаре(нужны, чтоб подставить Вотрена), Кутюр, Тайфер(нужны для любовного треугольника меж последней, Эженом и Дельфиной, а в конце и просто исчезают) и Бьяншон(пару раз разговаривает с Эженом, а в конце помогает с Горио). Паралельно, значимую роль, на мой взгляд, в сюжете играют Вотрен, Горио(кто бы мог подумать) и Эжен. Да, помимо постояльцев Воке есть ещё герои, но из них также много второплановых, а из центральных, может, только Дельфина.
Впрочем, оно не критично. Да, не совпадает с ожиданиями, ну да пусть и так. Главное, чтоб то, что всё-таки есть на переднем плане, было интересным, то бишь то же трио Вотрена, Горио и Эжена.
Касаемо Вотрена, можно сказать, что и он не особо значимый персонаж, на первый взгляд, но у него есть такой прекрасный монолог где-то в середине романа, что рука не поднимается назвать его ненужным персонажем. Помню, что когда читал, даже на некоторое время сам задумался о сути некоторых вещей: кем мы хотим быть, добрыми и честными, и кем нам приходится быть, прагматичными и расчётливыми. Монолог прям ай нраица. Ну и завершение у этой сюжетной линии занятное - оказывается, что, в общем-то, преступник Жак Коллен был ненамного хуже всех этих светских лэйди и мсье.
Эжен, по сути, является главным героем, самым активным действующим лицом, вокруг которого нарезает круги незримый повествователь. Горио же выходит на сцену только ближе ко второй половине текста, до этого он тоже как-то в тени. История Эжена, на самом деле, подозрительно походит на роман-воспитание, - поджанр, о котором я впервые услышал на лекции по Стендалевскому "Красное и Чёрное". Да и по сути так и есть - есть герой со своими светлыми идеалами, которые к концу чутка мажутся в светском кале. Как мне известно, в каких-то других произведениях цикла "Человеческая комедия" его история продолжается, где идеалов в нём ещё меньше, а ховна - больше. Ну да ладно.
Центр тут - это драма Горио. Что он отдал всю жизнь двум дочерям, а эти две козы, в качестве благодарности, приняли все его подарки, приданное, оставили его гнить, питаться кое-как и не пришли к нему, когда он умирал, потому что потому, отстань. И да, это правда драматично, трогательно и вместе с тем противно(как говорится, почему так?), но и тут есть один нюанс. Говоря о старшенькой, графине де Ресто, всё ясно - она изначально показана как очень так себе человек, просто кокетливая барышня с ветром в голове. А вот младшая, Дельфина, поначалу и вплоть почти до финала кажется весьма милой сударыней, да и на практике она ведёт себя как нормальный человек. Однако в конце она вдруг ни с того ни с сего отказывается ехать к отцу, потому что камон, на бал опаздываем. Это очень крутой поворот в ней, особенно на фоне сестры, у которой была хоть какая-то отговорка в виде проблем с деньгами, детьми и мужем, и которая в последней своей сцене, когда её видит Эжен, вся заплаканная и выглядит, мягко говоря, жалко. А что у Дельфины? Сначала она не захотела ехать, потому что "хочу на бал", а потом, когда старику уже оставалось совсем немного до смерти, она вдруг "приболела", сопельки у ней возникли, у-тю-тю. Хотя, конечно, может оказаться, что в этом и была задумка Бальзака, что старшая, такая себе по сути, не приехала из-за неких проблем, а младшая, которая вся такая ангелок и вообще душка, не приехала потому что отстань. Но даже если и не так, сказать, что это как-то портит роман, нельзя.
Подводя итог, скажу, что роман неплохой, относительно интересный, почитать можно. Порой можно даже выудить кое-какие интересные мысли, цитаты, как, например, монолог Вотрена, или, скажем, вот это:
"... Передо мной целая вечность, я буду одинока, и никогда никто меня не спросит, откуда мои слёзы..."
За сим всё. А я откланиваюсь.
Размышления на тему "Обедни безбожника" Бальзака