Какие бывают тренды? Чем они отличаются? Как эти знания необходимы в дизайне? На глобальном уровне, всё наше обучение направлено на то, чтобы ответить на эти вопросы.
Давайте же начнем по-порядку и разберемся, что вообще такое “тренды”?Тренды формируют не только моду, но и все глобальные процессы, происходящие в науке, экономике, культуре и социуме в целом - это мегатренды, которые задают общую тему для макро- и микро-трендов. Существуют даже специальные тренд-агентства, которые при помощи большого анализа, продают брендам инсайдерскую информацию.
Когда Дэниел Ли ворвался в модный бизнес, открыв дверь Bottega Veneta с ноги, все сразу изумились его свежему взгляду на дизайн. Ли не просто предложил новые решения в своих коллекциях, по-своему интерпретировав ДНК бренда, но и задал целую серию трендов. Главное достоинство нового креативного директора старинного модного дома состоит в том, что он не просто чувствует дух времени, а опережает его. Уверены, у них появился очень хороший инсайдер!
Дэниел Ли вовремя подхватил растущий тренд, после чего его примеру последовали другие дизайнеры. Один из самых актуальных цветов на данным момент - зеленый. У Bottega Veneta пакеты “озенелинись” еще прошлой осенью - тренд стал набирать обороты. Сейчас, зеленые сумки выпустил даже Jacquemus. Весь Инстаграм зацвел в преддверии весны. Подобное поведение одной детали - цвета - это микро-тренд. Таким образом, один бренд предвосхитил тренд будущего сезона, проведя качественный тренд-анализ и выпустив очень успешную коллекцию. Глубокое исследование и хороший прогноз помогают модельерам качественно улучшить дизайн своего бренда и повысить спрос продукта.
Итак, как мы поняли, микро-тренд – это очень локальное и краткосрочное явление, где всю важность имеют детали. Такой тип тренда актуален уже сейчас и может продержаться максимум сезон, а может предвосхитить тренд будущего. Помните рукава-фонарики, которые были почти в каждой коллекции и в каждом Инстраграм?! В моде важную роль играют детали: определенные аксессуары, обувь, фурнитура, цвет, ткань, и множество других.
А почему именно эти детали, почему именно эти микро-тренды? Встает очередной вопрос. И ответ лежит на поверхности, макро состоит из микро. И тут наш взор обращен на макро-тренды.
Макро-тренд - явление более обширное. Это, скажем, “заданная тема”, которая объединена одной общей идеей - например, новая подача тела, определенный силуэт, этническая принадлежность, историческая подоплека и т.п.
Если микро-тренд показывает нам актуальные вещи из коллекции, то макро-тренд отвечает на вопрос “Что вдохновило дизайнера сделать именно такую коллекцию?” К примеру, в коллекции Balmain Весна-Лето 2019, дизайнер вдохновлялся культурой древнего Египта - обилие серебра, орнаменты, ткань, напоминавшая папирус и плессировка очень впечатлили публику. Оливье Рустен, креативный директор бренда, решил пойти против правил и объявил главным цветом коллекции белый. Прекрасно скроенные костюмы и платья граничили с традициями haute-couture. Именно мифология, как общая тема коллекции - макро-тренд сезона SS19.
Микро-тренды входят в макро-тренды, а они, в свою очередь, составляют мега-тренды.
Мега-тренд - глобальная и вездесущая тенденция. Как правило, подкреплена социальной повесткой - всеми событиями, которые происходят в мире на данный момент. К примеру, большой мега-тренд последних лет - sustainability. Он настолько весомый и растущий, что даже Донателла Версаче отказалась от натурального меха, скрипя зубами. Sustainability - одно из самых популярных слов последних лет, которое сейчас встречается и в деловой, и в модной прессе (“короновирус” и “карантин” его, разумеется, опередили). Например, одним из главных постулатов устойчивого развития является переход на многократное использование одноразовых вещей. Как это возможно в моде? С каждым годом, дизайнеры всё больше прибегают к технологичным тканям, которые очень долго изнашиваются и могут быть переработаны в дальнейшем. В данном мега-тренде экологичность выступает как макро-тренд. Есть даже такое понятие как “new is old”, обозначающий “жизнь старым вещам”.
Таким образом, казалось бы, такое простое понятие как “тренд” превращаются в целую систему, на которую влияют множество глобальных процессов.