Святитель Лука Крымский говорит, что недаром святой Ефрем в своей молитве просит Бога в самую первую очередь оберечь его душу от злого духа праздности.
Праздность – мать многих пороков, как в обычной жизни, так и в духовной. Праздность – безделие, лень, неумение себя правильно занять необходимыми и спасительными вещами.
Праздный человек незаметно впадает в пороки и теряет связь с реальностью. Растет его прихотливость, капризы, снижается реальная мотивация работать, бороться, прикладывать усилия, достигать.
Святитель замечает и другую особенность:
Если человек перестает упражняться в чем-то он теряет способности и навыки в этой области. Обретать их можно годами, а потерять весьма быстро.
«Каждый орган нашего тела без упражнения приходит в состояние вялости, неспособности работать. Человек, который всегда лежит и лежит, теряет способность ходить. Кто не работает руками своими, доводит мускулы рук до дряблости. При физическом бездействии силы тела угасают.
Также и способности души: всякая духовная способность, оставленная без упражнения, теряется. Если человек не молится, то теряет способность молиться». (Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) О праздности. На молитву Ефрема Сирина)
Святитель Лука напоминает о смысле и времени земной жизни: время жизни скоротечно и дано на дела спасения. Любой труд будет благодатным и спасительным, если делается во благо людей и Бога ради.
Известно из истории, что сам святитель Лука занимался тремя основными трудами в своей жизни: как врач, как ученый, как священник. Не было места и времени для пустоты, была наполненность делом: важным, спасительным, осмысленным, выстраданным.
Святитель приводит интересный пример о труде святых.
«Знаете ли вы, что все святые, которые, казалось бы, и не нуждались в труде, которые все время жизни посвящали духовным подвигам, делили время суток на три части: одну часть – молитве, другую часть – чтению слова Божьего, одну часть – работе, труду
Никакого следа праздности не найдете в жизни апостола Павла, в жизни отшельников-постников, в жизни монашеской, в жизни великих святых. Все они занимались с утра до ночи. Праздности чуждались, праздность считали великим и гибельным злом ». (там же)
Плели корзины и продавали их (свв. Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Дамаскин и др). Иоанн Дамаскин еще и торговал ими (об этом есть статья на канале)
Или делали палатки, как апостол Павел ночами, а днем проповедовал Евангелие. Или преподавали в академии и занимались административным и общественным трудом (святитель Феофан Затворник, прав. Иоанн Кронштадтский и др).
Св. Симеон Метафраст будучи министром, занимаясь крупными государственными делами, умудрялся заниматься молитвой, постом и агиографическим трудом (он составил 133 жития святых). Находясь в тюрьмах святой Афанасий Сахаров (а он провел в них 33 года), в свободное от трудов тюремных время, составлял каноны. Примеров множество.
Если присмотреться ближе, то такие составляющие труда - духовный и материальный - свойственны не только святым, но и мирянам.
Физик сэр Исаак Ньютон, занимаясь наукой, писал и толкования на книги Священного писания.
Переводил и проповедовал Библию ученый Роберт Бойль. Итальянский монах Лука Пачоли, друг Леонардо да Винчи, занимаясь духовной деятельностью, занимался и наукой (он - отец основатель бухгалтерского учета, а также учения о "золотом сечении" в многогранниках, которое именовал Божественной пропорцией). И много других примеров.
У святых подвижников большая часть дня была посвящена труду духовному, а у мирян – материальному (шесть дней работой – один посвящай Богу, такова библейская заповедь Декалога).
Святые дают обет не стяжания и нуждаются в малом материальном, но большом духовном. У мирян, в связи с особенностями их жизни, больше сил уходит на материальный труд.
Разный баланс составляющих духовного и материального труда, у мирян и монахов. Но и тот, и другой труды есть. И оба важны.
И плохо, и это есть духовная праздность, если человек в угоду материальному труду полностью жертвует трудом духовным: перестает молиться, читать святые книги, держать посты, творить дела милосердия. Очень скоро можно впасть в духовную праздность, в порок сребролюбия, алчности и многие другие пороки привлечь в душу и жизнь свою. Стоит ли?
Дух праздности, как говорит святой Ефрем, не стоит допускать в душу, и более всего молить Бога о том, что: «Дух праздности не дай мне, Господи».