Найти тему
Jon Lanky Silver

История музыканта Count Basie.

Музыкант Count Basie, Каунт Бейси.

Вряд ли отыщется оркестр джазовой или даже танцевальной музыки, который за последние сорок лет не играл хотя бы несколькие пьес в стиле Каунта Бейси. Пианист, композитор и лидер оркестра - это Каунт Бейси. Он оказал огромное влияние на эволюцию джаза. Широкую известность принесли ему пластинки, выпущенные в 1937 - 1939 годах фирмой "Decca".

Уильям Бейси, родился в 1904 году, начал играть на фортепиано в раннем детстве. Как и во многих негритянских семьях, его первыми учителями музыки были родители. Рано он стал и профессиональным музыкантом. Сначала аккомпанировал водевильным труппам, был пианистом-иллюстратором немых фильмов, сопровождал исполнительниц блюзов. Вкус к подлинному джазу Бейси почувствовал в Канзас-Сити, когда контрабасист Уолтер Пейдж пригласил его в свой ансамбль "Блю Девило", с которым пел Джимми Рашинг. Это была большая честь для двадцати четырех летнего пианиста. Вскоре почти весь ансамбль вливается в лучший местный оркестр, которым руководит Бенни Моутен.

С 1935 года, после смерти Моутена, Бейси собирает свой оркестр из девяти человек для выступлений в клубе "Рено", откуда местная радиостанция каждый день с часу пополуночи передавала танцевальную музыку. Для привлечения внимания и передаче диктор придумал для Бейси прозвище Ка­унт - "Граф", - для заинтересованности и раздражения остальных таких музыкантов как: Дюк "Гер­цег" Эллингтон, Кинг "Король" Оливе­р и Эрл "Граф" Хайнс. Программа оркестра включала модные в то время танцы: джамп, шаффл, стомп, джайв, бесчисленные блюзы и популярные песенки. Первая пьеса называлась "One O'clock Jump" ("Прыжок в час ночи") и служила как бы визитной карточкой оркестра. Это был энергичным блюз, котором мастерски сыгранные соло сменяли друг друга на фоне зажигательных оркестровых рифов, повторяющихся коротких акцентированных мотивов. Казалось, что четыре ансамбля: трубы, тромбоны, саксофоны и ритм-секция - одновременно аккомпанируют блюзу четырьмя разными способами, отчего тембры оркестра как бы пульсировали и переливались.

В судьбе Каунта Бейси важную роль сыграло радио. Трансляцию выступления его оркестра случайно услышал Джон Хэммонд. А это был видный джазовый импресарио, в то время опекавший оркестр Бенни Гудмена. Хэм­монд начал выступать в печати, восхваляя новый коллектив, привлекать к нему внимание и чуть его этим не погубил. Предприимчивые дельцы поспешили в Канзас-Сити, они перекупали солистов, навязывали им подписать те или иные договоры. Наконец Хэммонд привёз оркестр в Нью-Йорк, однако сенсации не произошло. Выяснилось, что у коллектива практически нет современных оркестровок, он играет пьесы, основанные на простейших гармониях, на подобии блюза или стандартов вроде: "Я нашел ритм" или "Жимолость", - и музыканты аранжируют их чуть ли не во время исполнения. Это обеспечивало высокий накал игры, но публика привыкла к знакомым мелодиям. Судьба коллектива, казалось, висела на волоске. И тогда ведущий аранжировщик того времени Флетчер Хендерсон, сам руководитель оркестра, делает беспримерный жест, дарит Бейси, потенциальному конкуренту, стопку своих фирменных партитур. Некоторые из них, наряду с пьесами, родившимися в самом оркестре, и были записаны фирмой "Decca", положив начало обширной дискографии Каунта Бейси.

В названиях пьес немало примет жизни джазовых музыкантов тех лет. Здесь названия танцевальных залов, клубов и ресторанчиков, где доводилось играть, некоторые посвящены друзьям оркестра, к примеру Джону Хэммонду и Югу Панесье. Кое-что сыграно в манере знаменитых оркестров-современников:

  • В "Джордже-коротышке" слышен намёк на оркестр Джимми Лансфорда.
  • В "Блюз в сумерках" - это попытка воссоздать эллинктоновский стиль джунглей.
  • В пьесе "Идея Джона", имеется ввиду Джон Хэммонд, слышен намёк на оркестр Бенни Гудмена.
  • В пьесе "Чероки" можно услышать намёк на оркестр Чарли Барнета.

Благодаря выдающимся игровым талантам музыкантов, выступления оркестра Каун­та Бейси всегда были похожи на джем-сейшн. Атмосфера игры ценилась больше, чем создание композиций как таковых. Поэтому указанное в скобках авторство зачастую весьма условно. Здесь просто упомянуты музыканты оркестра, которые внесли наибольший вклад в исполнение этих номеров.

Нет сомнения, что в те годы оркестр обладал самой свингующей ритм-секцией. Её облик определил Уолтер Пейдж, годы жизни 1900 - 1957 год, -ведущий контрабасист 30-х годов. Свою биографию он начал как тубист, был руководителем оркестра, а затем в течение почти всей своей жизни играл у Бейси. Почерк его ритм-секции ощущается во всех записях. Он особенно выделяется там, где замолкают духовые, а Бейси, играющий лишь скупыми уколами трезвучий в верхнем регистре, как бы высвечивает ритм, и в каждом ударе сливаются гудящий низко и мягко контрабас, звучащий как бы несколько в нос аккорд гитары и приглушенный звон тарелки. В то время играли без микрофонов, но этот пульс пробивал танцевальный зал любой вместимости и не заглушался оркестром. Впечатляет выявление этого ритма в "Джордже-коротышке".

Барабанщиком оркестра был Джо Джонс, родившийся в 1911 году. Ещё в 30-е годы он выработал технику игры на современной ударной установке, нашёл ставшие классическими способы аранжировки звучаний входящих в неё барабанов и тарелок. Можно увидеть его короткое, но насыщенное соло в пьесе "Swingin' The Blues", ограниченное по средствам, но богатое по технике и мысли.

Гитаристом ритм-секции в 1937 году стал Фредди Грин, родившийся в 1911 году. Один из немногих музыкантов, который не будучи ни солистом, ни бэнд-лидером, занял место в числе великих артистов джаза. Пейдж, Джонс и Грин практически не выступали порознь.

В пьесе "Time Out" звучит короткое соло гитары. Это Эдди Дерем, родившийся в 1906 году. Он первый стал пользоваться электрогитарой как сольным инструментом, но у Бейси играл главным образом на тромбоне. Дерем был автором ряда танцевальных мелодий, его аранжировки исполнялись не только Бейси, но и Джимми Лансфордом и Гленном Миллером.

Оркестр Бейси всегда располагал выдающимися солистами-духовиками. Часть их отличалась горячей манерой игры, а часть холодной, и от этого их диалоги становились контрастнее, драматичнее.

Очень часто заводилой в оркестровых играх был трубач Бак Клейтон,родившийся в 1911 году. Он отличался чеканным произнесением фраз, легким вибрато, мягким, невозмутимым звуком, определившим тембр всей медной группы оркестра.

Антиподом трубача был молодой Харри Эдисон, родившийся в 1915 году, у которого был горячий, богатый артикуляциями эрук Эдисон не стремился поразить головокружительными пассажами. лишь изредка акцентировал свою музыкальную мысль мелодическими взлётами. Прекрасно удавались ему серии нот одинаковой высоты и разных тембров, сменяющихся в изощрённом ритме. Другая его специальность - диалоги с вокалистом, контрапункты и отыгрыши на засурдинённой трубе.

Многие музыканты оркестра заняли видное место в истории джазового исполнительства, например тромбонист Дики Уэллс, родившейся в 1909 году, был создателем классического стиля сольной импровизации на этом инструменте. Мягкий звук, бесстрастная вязь пассажей, длинные гибкие фразы - вот его черты по-особому галантной манеры игры.

Два ведущих тенор-саксофониста играли в резко различных манерах. Хершелл Эванс, годы жизни 1909 - 1939, последователь Коулмена Хо­кинса, играл широким, взволнованным звуком, украшенным вязкой, тёплой, как бы идущей от сердца вибрацией. Один из шедевров эпохи свинга - его искреннее и мужественное соло в пьесе "Blue And Sentimental". Не оставляют равнодушным и его соло в пьесах "Swingin’ The Blues", "John's Idea". Он вступает вслед за Бейси в "One О'clock Jump", и после него контрастно звучит тенор-саксофон другого выдающегося стилиста Лестера Янга, годы жизни 1909 - 1957. Манера Янга в то время была уникальной, так ещё не играх никто. Провозвестник джазовых открытий 50-х гидов, Янг отличался негромким, как бы углублённым в себя звуком исключительной по тому времени мелодической изобретательности и ритмической раскрепощённости. Он солирует во многих пьесах, но особенно хочется выделить его участие в пьесах "Чероки", "Жимолость", "О, будьте добры".

Помимо упомянутых, в оркестре играют также трубачи Джо Кейс и Карл Смит, тромбонисты Джордж Хант и Дэн Майнор, саксофонисты Кафи Робертс (альт) и Джек Вашингтон (альт и баритон).

И несколько слов о вокалистах. Хелен Хьюмс, родилась в 1913 году, - известная джазовая певица, которой особенно удавался стиль ритм-энд -блюза.

Джимми Рашинг, годы жизни 1903 - 1972, - один из самых выдающихся певцов за всю историю джаза, мастер блюза, обладатель высокого, сильного и очень выразительного голоса.

Данный оркестр с его неповторимы музыкантами - это и есть эволюция оркестрового и импровизационного джаза.

-2