Музыкант Count Basie, Каунт Бейси.
Вряд ли отыщется оркестр джазовой или даже танцевальной музыки, который за последние сорок лет не играл хотя бы несколькие пьес в стиле Каунта Бейси. Пианист, композитор и лидер оркестра - это Каунт Бейси. Он оказал огромное влияние на эволюцию джаза. Широкую известность принесли ему пластинки, выпущенные в 1937 - 1939 годах фирмой "Decca".
Уильям Бейси, родился в 1904 году, начал играть на фортепиано в раннем детстве. Как и во многих негритянских семьях, его первыми учителями музыки были родители. Рано он стал и профессиональным музыкантом. Сначала аккомпанировал водевильным труппам, был пианистом-иллюстратором немых фильмов, сопровождал исполнительниц блюзов. Вкус к подлинному джазу Бейси почувствовал в Канзас-Сити, когда контрабасист Уолтер Пейдж пригласил его в свой ансамбль "Блю Девило", с которым пел Джимми Рашинг. Это была большая честь для двадцати четырех летнего пианиста. Вскоре почти весь ансамбль вливается в лучший местный оркестр, которым руководит Бенни Моутен.
С 1935 года, после смерти Моутена, Бейси собирает свой оркестр из девяти человек для выступлений в клубе "Рено", откуда местная радиостанция каждый день с часу пополуночи передавала танцевальную музыку. Для привлечения внимания и передаче диктор придумал для Бейси прозвище Каунт - "Граф", - для заинтересованности и раздражения остальных таких музыкантов как: Дюк "Герцег" Эллингтон, Кинг "Король" Оливер и Эрл "Граф" Хайнс. Программа оркестра включала модные в то время танцы: джамп, шаффл, стомп, джайв, бесчисленные блюзы и популярные песенки. Первая пьеса называлась "One O'clock Jump" ("Прыжок в час ночи") и служила как бы визитной карточкой оркестра. Это был энергичным блюз, котором мастерски сыгранные соло сменяли друг друга на фоне зажигательных оркестровых рифов, повторяющихся коротких акцентированных мотивов. Казалось, что четыре ансамбля: трубы, тромбоны, саксофоны и ритм-секция - одновременно аккомпанируют блюзу четырьмя разными способами, отчего тембры оркестра как бы пульсировали и переливались.
В судьбе Каунта Бейси важную роль сыграло радио. Трансляцию выступления его оркестра случайно услышал Джон Хэммонд. А это был видный джазовый импресарио, в то время опекавший оркестр Бенни Гудмена. Хэммонд начал выступать в печати, восхваляя новый коллектив, привлекать к нему внимание и чуть его этим не погубил. Предприимчивые дельцы поспешили в Канзас-Сити, они перекупали солистов, навязывали им подписать те или иные договоры. Наконец Хэммонд привёз оркестр в Нью-Йорк, однако сенсации не произошло. Выяснилось, что у коллектива практически нет современных оркестровок, он играет пьесы, основанные на простейших гармониях, на подобии блюза или стандартов вроде: "Я нашел ритм" или "Жимолость", - и музыканты аранжируют их чуть ли не во время исполнения. Это обеспечивало высокий накал игры, но публика привыкла к знакомым мелодиям. Судьба коллектива, казалось, висела на волоске. И тогда ведущий аранжировщик того времени Флетчер Хендерсон, сам руководитель оркестра, делает беспримерный жест, дарит Бейси, потенциальному конкуренту, стопку своих фирменных партитур. Некоторые из них, наряду с пьесами, родившимися в самом оркестре, и были записаны фирмой "Decca", положив начало обширной дискографии Каунта Бейси.
В названиях пьес немало примет жизни джазовых музыкантов тех лет. Здесь названия танцевальных залов, клубов и ресторанчиков, где доводилось играть, некоторые посвящены друзьям оркестра, к примеру Джону Хэммонду и Югу Панесье. Кое-что сыграно в манере знаменитых оркестров-современников:
- В "Джордже-коротышке" слышен намёк на оркестр Джимми Лансфорда.
- В "Блюз в сумерках" - это попытка воссоздать эллинктоновский стиль джунглей.
- В пьесе "Идея Джона", имеется ввиду Джон Хэммонд, слышен намёк на оркестр Бенни Гудмена.
- В пьесе "Чероки" можно услышать намёк на оркестр Чарли Барнета.
Благодаря выдающимся игровым талантам музыкантов, выступления оркестра Каунта Бейси всегда были похожи на джем-сейшн. Атмосфера игры ценилась больше, чем создание композиций как таковых. Поэтому указанное в скобках авторство зачастую весьма условно. Здесь просто упомянуты музыканты оркестра, которые внесли наибольший вклад в исполнение этих номеров.
Нет сомнения, что в те годы оркестр обладал самой свингующей ритм-секцией. Её облик определил Уолтер Пейдж, годы жизни 1900 - 1957 год, -ведущий контрабасист 30-х годов. Свою биографию он начал как тубист, был руководителем оркестра, а затем в течение почти всей своей жизни играл у Бейси. Почерк его ритм-секции ощущается во всех записях. Он особенно выделяется там, где замолкают духовые, а Бейси, играющий лишь скупыми уколами трезвучий в верхнем регистре, как бы высвечивает ритм, и в каждом ударе сливаются гудящий низко и мягко контрабас, звучащий как бы несколько в нос аккорд гитары и приглушенный звон тарелки. В то время играли без микрофонов, но этот пульс пробивал танцевальный зал любой вместимости и не заглушался оркестром. Впечатляет выявление этого ритма в "Джордже-коротышке".
Барабанщиком оркестра был Джо Джонс, родившийся в 1911 году. Ещё в 30-е годы он выработал технику игры на современной ударной установке, нашёл ставшие классическими способы аранжировки звучаний входящих в неё барабанов и тарелок. Можно увидеть его короткое, но насыщенное соло в пьесе "Swingin' The Blues", ограниченное по средствам, но богатое по технике и мысли.
Гитаристом ритм-секции в 1937 году стал Фредди Грин, родившийся в 1911 году. Один из немногих музыкантов, который не будучи ни солистом, ни бэнд-лидером, занял место в числе великих артистов джаза. Пейдж, Джонс и Грин практически не выступали порознь.
В пьесе "Time Out" звучит короткое соло гитары. Это Эдди Дерем, родившийся в 1906 году. Он первый стал пользоваться электрогитарой как сольным инструментом, но у Бейси играл главным образом на тромбоне. Дерем был автором ряда танцевальных мелодий, его аранжировки исполнялись не только Бейси, но и Джимми Лансфордом и Гленном Миллером.
Оркестр Бейси всегда располагал выдающимися солистами-духовиками. Часть их отличалась горячей манерой игры, а часть холодной, и от этого их диалоги становились контрастнее, драматичнее.
Очень часто заводилой в оркестровых играх был трубач Бак Клейтон,родившийся в 1911 году. Он отличался чеканным произнесением фраз, легким вибрато, мягким, невозмутимым звуком, определившим тембр всей медной группы оркестра.
Антиподом трубача был молодой Харри Эдисон, родившийся в 1915 году, у которого был горячий, богатый артикуляциями эрук Эдисон не стремился поразить головокружительными пассажами. лишь изредка акцентировал свою музыкальную мысль мелодическими взлётами. Прекрасно удавались ему серии нот одинаковой высоты и разных тембров, сменяющихся в изощрённом ритме. Другая его специальность - диалоги с вокалистом, контрапункты и отыгрыши на засурдинённой трубе.
Многие музыканты оркестра заняли видное место в истории джазового исполнительства, например тромбонист Дики Уэллс, родившейся в 1909 году, был создателем классического стиля сольной импровизации на этом инструменте. Мягкий звук, бесстрастная вязь пассажей, длинные гибкие фразы - вот его черты по-особому галантной манеры игры.
Два ведущих тенор-саксофониста играли в резко различных манерах. Хершелл Эванс, годы жизни 1909 - 1939, последователь Коулмена Хокинса, играл широким, взволнованным звуком, украшенным вязкой, тёплой, как бы идущей от сердца вибрацией. Один из шедевров эпохи свинга - его искреннее и мужественное соло в пьесе "Blue And Sentimental". Не оставляют равнодушным и его соло в пьесах "Swingin’ The Blues", "John's Idea". Он вступает вслед за Бейси в "One О'clock Jump", и после него контрастно звучит тенор-саксофон другого выдающегося стилиста Лестера Янга, годы жизни 1909 - 1957. Манера Янга в то время была уникальной, так ещё не играх никто. Провозвестник джазовых открытий 50-х гидов, Янг отличался негромким, как бы углублённым в себя звуком исключительной по тому времени мелодической изобретательности и ритмической раскрепощённости. Он солирует во многих пьесах, но особенно хочется выделить его участие в пьесах "Чероки", "Жимолость", "О, будьте добры".
Помимо упомянутых, в оркестре играют также трубачи Джо Кейс и Карл Смит, тромбонисты Джордж Хант и Дэн Майнор, саксофонисты Кафи Робертс (альт) и Джек Вашингтон (альт и баритон).
И несколько слов о вокалистах. Хелен Хьюмс, родилась в 1913 году, - известная джазовая певица, которой особенно удавался стиль ритм-энд -блюза.
Джимми Рашинг, годы жизни 1903 - 1972, - один из самых выдающихся певцов за всю историю джаза, мастер блюза, обладатель высокого, сильного и очень выразительного голоса.
Данный оркестр с его неповторимы музыкантами - это и есть эволюция оркестрового и импровизационного джаза.