Арктическая парусная экспедиция прошла через пролив Югорский Шар и вышла в Карское море.14 августа 2020 года.
Юшар (так сокращенно называют пролив моряки) разделяет остров Вайгач и материк в районе Югорского полуострова, соединяет на юге Баренцево и Карское море. Его длина – порядка 39 километров, а ширина – от 2,5 до 12-ти.
Издревле это место было важнейшей путеводной точкой Северного морского пути. Многие поморы, монахи и паломники нашли здесь своё последнее пристанище – часто непроходимые льды внезапно перекрывали пролив запоздавшим до осени мореплавателям, которые вынуждены были оставаться зимовать на пустынных берегах. Там они и погибали от голода и цинги.
Остров Вайгач до сих пор является священным местом для ненцев, где по преданиям живут духи их предков. Суеверные ненцы считали, что к духам нельзя поворачиваться спиной, поэтому, покидая остров на лодке, они шли на хитрость – надевали верхнюю одежду задом наперёд!
К вечеру яхты вышли в Карское море, до порта Харасавей оставалось около 250 километров. При хорошем ходе это расстояние яхты могли преодолеть менее чем за сутки. Попутные ветер и волна помогали держать скорость и чувствовать себя комфортно. Дело в том, что на попутных курсах, двигаясь вместе с ветром, мы его почти не ощущаем. И если при этом пригревает солнце, то в кокпите яхты становится совсем хорошо. А на Карском море в эти дни стояла редчайшая для этих мест ясная погода. Дули западные, юго-западные и южные ветра, которые приносили с материка тепло. Термометр выдал аж +10° по Цельсию!!!
Поэтому на пути к порту вся команда "Жемчужины", включая желающих поспать после вахты, собралась на палубе. Мы радовались теплу, солнцу и… предстоящей бане, которая ждала нас в порте Харасавей. Предполагалось, что там экипажи пробудут два дня: посмотрят посёлок, встретятся с партнёрами экспедиции и пополнят запасы еды.
Однако не всем этим планам было суждено сбыться. По прибытию портовые власти рекомендовали бросить якоря у песчаной отмели, которая закрывала порт от морских волн, и не двигаться куда-либо до особых распоряжений. К яхтам подошли пограничники: проверили судовые документы и наши паспорта, посмотрели медицинские справки об отсутствии COVID -19, выданные в Нарьян-Маре, и оставили яхты ждать указаний портовых властей, которые так и не поступили...
Было необходимо хотя бы загрузить продукты, приготовленные партнёрами экспедиции.
Неожиданно в этом помогли… земляки.
Ещё при входе в порт мы заприметили огромный буксир "Иртыш", стоящий у нефтеналивной баржи, — яхтсмены-омичи признали "земляка" по названию. Капитан буксира Иван Владимирович Истомин и вся его команда, прибывшая сюда из Омска, тоже увидели яхты и поприветствовали их гудком.
Иван Владимирович настолько рад был встрече с земляками, что стал уговаривать портовиков разрешить яхтам пришвартоваться к своей барже без схода на берег, но получил отказ — в случае общения экипажей "Иртыш" закрыли бы на 14-дневный карантин. Тогда Истомин на моторке доставил обещанный запас продуктов, а земляки продолжили общаться через борт. Оказалось, что моряки знают о походе яхт и следят за ними.
На закате, попрощавшись с командой "Иртыша" и портовыми властями по рации, "Жемчужина" и "Сибирь" покинули порт Харасавей и двинулись к острову Белый. Предстоял длинный переход в 310 километров.
Яхты уходят в закат... Но это еще не "конец фильма". Об острове Белом и встрече с медведем читайте в следующих статьях. Подписывайтесь!
Предыдущая статья: Как добраться до арктической нефтедобывающей платформы "Приразломная"? Конечно же на круизной яхте!
Об экспедиции на сайте РГО: Дневник парусной экспедиции на яхтах в Арктике. Часть II