Здравствуйте уважаемые! Я когда то, а точнее с 2004 по 2015 год работал в нефтяной компании, "Сургутнефтегаз". И вот в 2009-2010 году я работал в Омской и Новосибирской областях. Первый наш поселок из вагончиков стоял на пригорке напротив заброшенной деревни Князевка, Тарского района Омской области. Это север области. Деревня находится в 100 километрах от районного центра и в 40 километрах от села Атирка, В то время с нами работал мастером Сергей Александрович Шель, он местный и благодаря этому я много узнал о севере Омской области. Родом я тоже из глубинки, из Курганской области, но то что я увидел, натолкнуло меня на мысль, что я попал в прошлое, лет этак на50-60 назад. Живя в Курганской области, где все дороги асфальтированы, я и не подозревал, что в Омской области нет дорог с твердым покрытием, вернее совсем нет дорог, а лишь одни направления. Местное население с нетерпением ждет наступления зимы. Мужчины уйдут в тайгу, кто на охоту, кто лес валить, ну а у женщин появится возможность выбраться из деревни в город. Дороги от снега не очищают, а как тут выражаются "накатывают" и выравнивают при помощи "волокуши". Волокуша-это массивное бревно или бетонный столб, который цепляют поперек дороги и таскают трактором либо грузовиком. Еще интересно было наблюдать что дорожные указатели прибиты на деревянное основание, а те в свою очередь к деревянным столбам. Я на топливозаправщике курсировал от реки Туй до поселка Остяцк Новосибирской области. Заехал как то по пути в село Атирка в магазин. Возле магазина тусуются одни женщины. Разговорился с одной, спрашиваю: где же ваши мужчины? Она рассказывает, где же им быть, в тайге! Тайга нас кормит. Работы в деревне ни какой нет. А в тайге и мясо и мех. Мужики заготавливают зимой, а весной, пока дорога еще не валится, они выбираются домой. Сдают заготовки, получают деньги и начинают бухать. Естественно узнают чем жены занимались в их отсутствие. Наслушаются сплетен, хватаются за ружья и ножи, постреляют, порежут друг друга и опять, кто в тюрьму, кто в тайгу, вот так и живем! Поговорил с женщинами и поехал дальше. Доезжаю до деревни Князевка и вдруг вижу, что из трубы одного доиа дым идет! Как же так, говорили что деревня не жилая. Спросил у нефтяников, они обьяснили, что живет там один, за лошадьми ухаживает. Лошади принадлежат жительнице г. Тара.
Взял я с собой бутылочку водки, закуску и поехал к конюху в гости.
Стучу: есть кто нибудь дома?
Слышу:заходи коли не шутишь. Захожу, пригляделся, сидит лохматый мужик, вылупился на меня, поднял руки к верху и как зарычит:человеек!!! Сидим разговариваем, я достаю бутылку, смотрю, мой новый знакомый повеселел. Достаю селедку и прошу нож чтобы почистить рыбу. Хозяин дома говорит, рыбу не надо чистить, ты ее просто порежь и головы не выбрасывай, это самое вкусное. Ну ладно, как хочешь. Выпили, он берет нечищеный кусок селедки и целиком, вместе с внутренностями толкает в рот и рычит:обьедение!. Я уже понимаю, что он на зрителя играет. Спрашиваю:как ты один справляешься? Он говорит, что он не один, у него друг есть, в Атирку уехал по делам. Зовут его Юра. А меня Васькой кличут. Говорят про меня, что я беглый, но ты не верь,я не беглый, я свой срок оттянул от звонка до звонка. А сюда пришел, чтобы от соблазна подальше быть.
Спрашиваю у Васи:как же получилось, что деревня будто в одночасье вымерла, что же случилось?
Ну как, что,: отвечает Вася. Дорог у нас нет, сам знаешь, деревня большая, значит и проблемы большие. Как детей в школу доставлять? Как больных возить в больницу? Да что тебе обьяснять. В деревне больше ста домов. Сто больших проблем! Были планы по переселению, были и особо упрямые, не желающие переезжать в другое место. Точку поставили, отключив электричество и демонтировали подстанцию. И все, Князевки больше нет. Остались сто домов без хозяев!
Вот что осталось от деревни.
И еще несколько фотографий.