Найти тему

Сказки Ильи Муромца

Виктор Васнецов. Богатырь
Виктор Васнецов. Богатырь

Выросли дети Ильи Муромца, выдал он дочерей замуж, женил сыновей. Дочерей богатым приданым наделил, сыновьям помог избы поставить, лес под пашню расчистить. Вот уже и внуки пошли. Стал Илья внуков грамоте учить. Когда-то, в избе сиднем сидючи, пристрастился он к книгам, открыли они ему путь в мир, выйти в который ему невмоготу было. Потом, после встречи со странниками, побывал он в тех землях, о которых читал – в Царьграде, откуда Слово Божье на Русь пришло, в Святой земле, в граде Иерусалиме, где прошла земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, в Риме, где приняли мученическую смерть апостолы Петр и Павел. Научил Илья грамоте своих детей. А вот теперь и за внуков взялся. Внуки у него смышленые, грамоте быстро выучились, книги полюбили, но больше всего нравилось им рассказы деда слушать. Долгими зимними вечерами, когда Илья с охоты возвращался, в жарко натопленной избе его внуки поджидали.

Вот как-то отпраздновали они всей семьей Масленицу, и снежная крепость уже была разрушена, чучело зимы сожжено, а дети ели блины со сметаной и вареньем, спрашивает их Илья Иванович:

– А почему мы на Масленицу блины едим?

– Чтобы перед Великим постом хорошенько наесться, – отвечал старший внук, Иван. – Нам ведь семь недель не то что мясо – молоко и масло есть заповедано.

– Верно говоришь, – улыбнулся Илья. – Ну а почему именно блины мы едим, а не пироги или калачи?

Задумались дети, а Илья их снова спрашивает:

– А зачем мы снежную крепость разрушили, чучело зимы жгли?

– Чтобы весело было, – не так уже уверенно Ваня отвечал.

Тут младшая внучка, Настенька, голос подала:

– Дедушка, ты же знаешь, расскажи.

Оглядел Илья Иванович внуков таинственно и начал свой рассказ:

– Наши прадеды, что Слова Божьего еще не слышали, верили, будто зимой весь мир умирает и, только когда Весна с Зимой в битву вступает, мир к новой жизни пробуждается. Битва та очень жестокая, нелегко Весне Зиму одолеть, потому, выпекая блины – маленькие солнца, люди надеялись большому Солнцу помочь зимние снега растопить. Потому и снежную крепость – твердыню Зимы разрушали, в знак победы над Зимой чучело ее сжигали. Верили люди, что, если они в битву не вступят, не одолеть Весне Зиму и мир навсегда погибнет, вечная Зима воцарится. А Зима – это ведь холод, голод, смерть. Потому люди весной горячими блинами наедались – холод, голод и саму Смерть побеждали.

Притихли внуки, затаив дыхание деда слушают, а когда умолк он, младшая внучка, Настенька, снова его просит:

– А ведь ты, дедушка, о ходячих покойниках слышал. Расскажи.

И снова Илья Иванович свой рассказ начал:

– Как-то мужик в городе зерно распродал да в кабаке припозднился и засветло до дома добраться не успел. Темно вокруг, дороги не видно. Остановил он лошадь да и улегся спать на каком-то холмике. Вдруг посреди ночи чует он – земля под ним зашевелилась. Холмик, на котором он заснул, могилой оказался, а заночевал он на кладбище. Отполз мужичок резво в сторону, видит – раскрылась могила, вышел из нее покойник с гробовой крышкой в руках, положил крышку у края могилы и куда-то убежал. Присмотрелся мужичок – странная могила, креста над ней нет. Мужичок гробовую крышку припрятал в кустах и ждет, что дальше будет. Немного погодя вернулся мертвец, хватился, а крышки нет. Принюхался он и говорит: «Чую, живым пахнет. Отдай мою крышку, мил человек».

Отвечал мужичок: «Отдам, коли скажешь – где был и что делал?»

Говорит на то мертвец: «Был я в селе на свадьбе, знатно погулял. А мне, покойнику, самая радость это живых упокоить. Вот я жениха да невесту и упокоил. Легли они спать на брачном ложе, а утром им не проснуться. Придут молодых утром будить, да не добудятся. Вот смеху-то будет».

«Это не смех, это горе», – говорит мужичок.

«Это вам, живым, горе, а мне, мертвому, смех».

«А что, их уже оживить нельзя?» – спрашивает мужичок.

«Почему же нельзя? Можно, – отвечал мертвец. – Я знаю, как их умертвить, знаю, и как их оживить. Если от моей мертвецкой одежды левую полу оторвать да в ту горницу, где упокоившиеся молодые лежат, ее принести, надо полу моей одежды в горшок с горящими углями положить, и от дыма того молодые тотчас оживут. Только не вздумай все это проделать, а не то я тебя где угодно разыщу и в клочья разорву».

«Да неужто никакого сладу с тобой нет? – спрашивает мужичок. – Ведь ты умер уже, а в могиле тебе не лежится».

«Не лежится мне в могиле за грехи мои, кои я еще при жизни сотворил, немало жизней колдовством сгубил, – отвечал мертвец. – А оттого, что я уже умер, сладить со мной нелегко. Даже если тело мое на осиновых дровах сжечь, из утробы моей полезут змеи, черви и разные гады, и, если хоть один червяк уйдет, в нем я ускользну и снова буду по ночам шастать и живых морить».

Видит мужичок – небо порозовело, солнце вот-вот взойдет. Сунул он мертвецу крышку, схватил ее тот, бросился к могиле, да не успел как следует улечься. Прокричал петух, одеревенел мертвец, осталась крышка приоткрытой. Откинул мужичок крышку, оторвал левую полу мертвецкой одежды, сел в телегу и в село поехал. А в селе горе великое – не могут молодых добудиться, лежат они, будто мертвые. И никто понять не может, как такое случилось, ведь уложили их спать живыми-здоровыми. Страшно мужичку, боится он мести мертвеца, да уж больно людей жалко. По всему селу горький плач стоит. Вот вошел мужичок в горницу, где молодые неподвижно лежали, и говорит тем, кто над ними в скорби стояли: «Я вам помогу, верну молодых к жизни, но и вы мне потом помогите».

«Да мы для тебя все, что хочешь, сделаем», – отвечали ему люди. Рассказал он им все, что ночью видел. Тотчас принесли горшок с раскаленными углями, положил в него мужичок полу мертвецкой одежды, повалил из горшка дым, и молодые тут же пробудились. «Как же долго мы спали», – говорят.

«Вы бы вечно спали, кабы не этот добрый человек», – говорят им люди. Разнеслась по всему селу весть о том, что случилось, на кладбище ходячий покойник объявился. Собрался народ, заготовили осиновых дров и двинулись на кладбище, кто с кочергой, кто с топором, кто с заступом. Разыскали люди раскрытую могилу, сложили у нее костер, вынули мертвеца из могилы, на костер положили и осиновые дрова подожгли. Вспыхнуло пламя, тотчас утроба мертвеца лопнула, и полезли из нее змеи, червяки и разные гады. Но народ к этому готов был – стали змей, червяков и гадов бить и обратно в огонь кидать. Ни один гад не ушел. Все дотла сожгли и пепел по ветру развеяли. Так удалось с мертвецом справиться. Спрашивает мужичок у людей, почему над этой могилой креста нет. Отвечали ему, что похоронен в ней злой колдун. Когда его хоронили, над могилой крест поставили, да не стоял крест, падал. И при жизни этого колдуна людям житья от него не было, и после смерти много зла он сотворил.

С тех пор о ходячем покойнике и не слышали, – так Илья Иванович свой рассказ закончил.

Тут одна из дочерей, что у родителей в избе припозднилась, говорит:

– Я тоже историю о мертвецах знаю, только она очень печальная. Как-то умерла женщина при родах, а сын ее новорожденный жив остался. Схоронил муж жену, все заботы его о сыне, как младенца без матери вырастить. Помогают ему родственники, и вот приметили они, что днем ребенок не ест ничего. От голода плачет, а ночью затихает, спит спокойно. Показалось им, что ночью, в темноте в избу кто-то входит. Решили муж с родственниками ночью не спать да подсмотреть, что́ в избе делается. Зажгли они свечу и накрыли ее глиняным горшком. Слышат они – в темноте дверь отворилась, и кто-то зашел. Один из родственников снял горшок со свечи, и видят они – покойная мать в том самом платье, в коем ее схоронили, стоит на коленях, наклонясь к люльке, и кормит ребенка мертвой грудью. Только осветилась изба – она тотчас поднялась, печально взглянула на своего малютку и тихо ушла, не сказав никому ни единого слова. Все, кто ее видели – окаменели, а ребенка нашли мертвым.

Тут Марья Савишна на дочь руками замахала:

– Что это ты на ночь глядя такие страсти рассказываешь!

А старший внук, Ваня, сказал, тяжело вздохнув:

– От мертвых надо подальше держаться, даже когда они тебе добра желают.

Умолкли все в избе, задумались. Молчание младшая внучка, Настенька, нарушила, спрашивает она деда:

– А что наши прадеды думали о том, как мир возник?

– Да этого доподлинно уже не помнит никто, – говорит Илья Иванович задумчиво. – Я могу об этом лишь свои разумения высказать. Вы ведь видели, как день Ивана Купала празднуют?

– Да не только видели – сами по молодости праздновали, – отвечала дочь. – Девки и парни, донага раздевшись, в речке купаются и мокрыми через костер прыгают. Оттого, верят, земля плодородней делается, колос тяжелей зерном наливается, богаче урожай будет, а травы целебными становятся, хворь излечивая, здоровьем оделяют.

– Потому-то я и думаю, – молвил Илья Иванович, – что прадеды наши верили, будто когда-то в мире только Огонь и Вода были. Стали они мужем и женой, небо и землю породили, всем, кто на земле живет, праотцом и праматерью явились. Так любовью мир сотворен был. Но приходились они друг другу братом и сестрой, и за то, что они в брак вступили, Бог их в цветок обратил – Иван да Марья. Потому у цветка этого два цвета, синий – брат, желтый – сестра. Вот так я разумею, хотя, как оно на самом деле было, теперь уже никто не знает.

Поздно уже, стала Марья Савишна внуков спать укладывать, загасила в горнице свечи. Лишь в красном углу, у икон лампада горит. Илья Иванович и Марья Савишна тоже спать улеглись, потеснее прижались друг к дружке. Сколько лет они вместе живут, а все так же им хорошо.

Утром на весеннем небе ярко солнце светит, талые воды ручьями бегут, и в те ручьи дети лодочки пускают. Рассеялись ночные страхи. Марья Савишна у плиты хлопочет, постную кашу варит – Великий пост наступил. Минет семь недель, придет Пасха Христова, и возгласит с амвона священник: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

О семейной жизни Ильи Муромца можно прочитать в моей предыдущей истории