В начале марта 2021 года на свободу после 17 лет заключения вышел печально известный "скопинский маньяк" Виктор Мохов, который почти 4 года держал в своем подвале похищенных девушек.
Скандал разгорелся сразу после освобождения Мохова: его сразу же пригласили поучаствовать в одном из ток-шоу (предположительно, в "На самом деле" на Перовом канале), при этом, заплатив щедрый гонорар.
Правда, под давлением общественного мнения, представители телеканалов поспешили опровергнуть эту информацию, а ток-шоу с маньяком так и не вышло в телеэфир. Но, как говорится, "нет дыма без огня".
Достаточно вспомнить, как и на чем простроены такие шоу, как "Пусть говорят", "На самом деле" и им подобные, чтобы понять, что история с Моховым органично вписалась бы в их формат.
Несмотря на всю очевидность ситуации, неожиданно мягко высказался о Мохове известный телеведущий и журналист Владимир Познер.
Его мнение опубликовано в газете Взгляд:
В.Познер: "Мохов отсидел 17 лет в тюрьме. Теперь, будучи на свободе, он имеет такие же права, как и все остальные. Если его пригласили на телевизионное шоу, то он может идти.
Хотя мне представляется это несколько странным. Я, например, не пригласил бы Виктора Мохова, но запрещать это никак нельзя. Телевидение имеет право приглашать кого хочет, если это не противоречит закону.
Люди всегда интересуются тем, что происходит за замочной скважиной, разными скандальными вещами. Сколько таких программ на телевидении – «Пусть говорят» и другие. Ничего нового в этом нет. А почему с этим надо бороться? Очевидно, мы так устроены, что нас интересуют такие вещи.
В США, если человек сидит в тюрьме, тогда он не имеет права, к примеру, писать книгу о своем преступлении и получать за это деньги. Но когда он отсидел свой срок, он больше не преступник. Это разные вещи".
Правда, справедливости ради, стоит отметить, что Познер все-таки сказал, что он сам не стал бы приглашать Мохова к себе на интервью, а само приглашение считает, как минимум, странным. Но этого никак не оправдывает его позиции.
Говоря о Мохове и ток-шоу, не думаю, что нужно выбирать выражения и ограничиваться словом "странно". Это, как минимум, вызывающее и абсолютно недопустимо.
Во-первых, с точки зрения закона, Познер не прав. Отсидев свой срок, Мохов не перестал быть преступником. По закону, согласно статье 86 Уголовного кодекса России, даже после освобождения из колонии, он в течение последующих 10 лет будет находиться в статусе человека с судимостью. Этот статус предполагает большое количество ограничений в трудовых, гражданских, семейных и избирательных правах. Поэтому утверждение Познера о том, что Мохов теперь имеет такие же права. как и все остальные, является ошибочным.
Во-вторых, опять же, с точки зрения закона, свобода слова для Мохова и свобода СМИ, которые его пригласили, не могут быть безграничными. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Иначе это будет не свобода, а беспредел.
Появление Мохова в развлекательном ток-шоу и рассказ о своем преступлении - это совершение нового преступления.
Например, согласно ст.137 Уголовного кодекса России, незаконное распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении или средствах массовой информации - наказывается, в зависимости от обстоятельств дела, штрафами, арестами, принудительными работами либо лишением свободы до 2-х лет.
Очевидно, что в ходе ток-шоу Мохов непременно упомянул бы своих жертв, а они, в свою очередь, могли бы тут же обвинить его в преступлении по ст.137 УК РФ за распространение сведений об их частной жизни.
Или, например, согласно ст.5.61 КоАП России, оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме - наказывается штрафом до 5 000 рублей. Очевидно, что появление Мохова в качестве героя ток-шоу оскорбило бы его жертв и противоречило бы общепринятым нормам морали и нравственности. Результат - обвинение в оскорблении.
В-третьих, каждое преступление меняет реальность. Что сделано, то сделано, а прошлое нельзя вернуть, исправить или изменить. Поэтому преступник остается преступником до конца своей жизни, несмотря на отбытое наказание и снятие судимости. Поэтому у него нет никакого морального права пиариться на своем преступлении и, тем более, зарабатывать на этом деньги.