Маргоша
Позже, когда Илья удобно устроили в месте ночёвки, девушки вернулись в дом, и уже Инга обратилась к Любе с расспросами. Пересказав ещё раз то, что уже озвучила Рите, Люба вздохнула и спросила:
─ Вот почему так?
─ Ну, я конечно в голову твоей мамы не влезу, но так из рассказов отчима часто такое встречается, что у людей очень сильно идёт влияние чужого мнения. Мне кажется на твою маму это очень похоже. Тем более вы живёте в деревне, тут все на виду, осуждение же вообще прерогатива сельской местности. Тут все про всех знают, в городе как-то с этим проще, можно жить десятки лет в большом доме и не знать соседей этажом выше. Но даже в городе люди подвержены этому и боятся людской молвы, боятся, что о них не только что-то там скажут, но и подумают.
─ Я тоже боялась, ─ ответила Люба, ─ пока не увидела мужа в постели с другой. Меня этот момент как молнией ударило, и я поняла, что мне вообще на всех наплевать, но ни я, ни моя дочка жить в этом не будем. Ну и собственно кроме отца меня почти никто и не стыдил за это. Соседка так вообще поддержала, и сказала: «Любка ты молодец, всё правильно сделала, на козлах свет клином не сошёлся».
─ Это кто такая? ─ полюбопытствовала Рита.
─ Людмила, которая первого мужа выгнала как раз за то, что он гулял. А второй у неё сейчас классный, его даже все соседи любят, кроме моего бати, ─ пояснила Любовь. ─ Она всегда говорит, что жизнь у нас одна и надо прожить её так, как хочешь ты, а не кто-то за тебя.
─ Какая хорошая у тебя соседка, ─ заметила Инга. ─ Правильные советы даёт.
─ Только не все её слушают, когда она мужа первого выгнала, другая соседка ей говорила: «Вот провыбираешься и одна останешься, будешь потом локти кусать, хоть плохонький, но свой», ─ хмыкнув, сообщила Люба.
─ Какие противоречивые у тебя соседи, ─ кивнула головой Инга.
─ Ну, да, ─ согласилась Люба. ─ Эта соседка как раз выбрала раз и на всю жизнь, и вот уже лет двадцать каждую зиму практикует бег вокруг дома босиком в ночнушке, и обязательно ночью. Её муж как выпьет, так сразу за топор и гонять. Сначала её одну к бегу приучил, потом она с дочкой бегала, видимо приучая к взрослой жизни, а потом сына во время зимнего бега потеряла, а всё переживает, что её благоверного кто-то уведёт, и стимул босого зимнего бега у неё отнимет.
Рита хмыкнула:
─ Было бы смешно, если бы не было так грустно.
Инга молчаливо присела за стол и подпёрла подбородок рукой:
─ Да уж.
─ И вот что движет женщинами не уходить от таких я понять не могу, ─ вздохнула Люба, ─ как и свою маму.
─ Страх остаться в одиночестве у некоторых людей сильнее страха смерти. Вернее человеку кажется, что он умрет, если потеряет этого кто рядом, которого я даже человеком назвать не могу, ─ ответила Инга.
─ И опять кажется? ─ зацепилась Рита за слово.
─ Ага, ─ грустно улыбнулась Инга. ─ Нам вообще по жизни очень много кажется и мы верим не в факты, а в то, что кажется.
─ Надо избавляться от иллюзий, ─ вынесла решение Люба. ─ Только вот как избавить от них маму я ума не приложу.
─ Люба а ты не хочешь разрешить маме прожить свою жизнь, так как она хочет? ─ задала вопрос Инга.
Люба осеклась:
─ В смысле? Ты хочешь сказать, что надо оставить её в покое?
─ Да, если человек не хочет вылезать из болота, может не стоит лишать его счастья сидеть там?
─ Но если так будет продолжаться, её очень скоро может не стать, и ведь мой папаша даже глазом не моргнёт, ему всё равно, ─ Люба подскочила и даже повысила голос, негодуя.
─ Но давя на мать, ты же тоже решаешь за неё, ─ заметила Братышева. ─ Ты лишаешь её права принимать свои решения в жизни. Ты считаешь, что её решение неправильное, поэтому надо навязать своё. Чем ты отличаешься от своего отца, который навязал твоей маме своё?
Люба растерянно села на табурет и растерянно уставилась на подруг.
─ А я вот не понимаю, откуда такие люди берутся? ─ задумчиво спросила Рита.
─ Какие? ─ решила уточнить Инга.
─ Вот почему они так поступают? Папа Любы? Вот этот сосед, который гоняет жену и дочь по двору зимой босыми? ─ пояснила Марго.
─ Твоя мама, которая не смогла полюбить тебя, ─ напомнила Инга.
Рита посмотрела в глаза бывшей однокласснице и не ответила.
─ Вообще все люди разные, ─ вздохнув, ответила Инга. ─ Есть такие у кого с чувствительностью очень плохо, они не умеют любить. Им не нужен человек рядом в человеческом понимании.
─ А зачем они тогда женятся? ─ удивилась Рита. ─ Раз им не надо?
Тут уже усмехнулась Люба и ответила за Ингу:
─ Да что ж тут не понятного, мой батя всю жизнь живёт, как сыр в масле катаясь. И всё это ему обеспечивала моя мама и мы. Хорошо хоть работает. Ему нужен комфорт и он себе его создал так, как посчитал нужным, за чужой счёт.