Найти тему
Записки о биологии

Что раскрыло первое исследование детской смертности от COVID-19?

Мы знаем, что взрослые люди легче заражаются коронавирусом SARS-CoV-2, тяжелее переносят болезнь и чаще умирают, чем дети. Это связано с тем, что у взрослых на поверхности клеток лёгких больше рецепторов ACE2, с помощью которых коронавирус проникает внутрь. К сожалению, вопреки распространенному мнению о том, что детям коронавирус вовсе не страшен, маленькие люди тоже болеют и умирают от COVID-19. Поэтому сегодня мы обсудим довольно тяжелую тему: международную статистику детской смертности от коронавирусной инфекции.

К распределению детской смертности между странами возникают нешуточные вопросы
К распределению детской смертности между странами возникают нешуточные вопросы

Недавно вышло первое большое исследование [1] на эту тему. Учёные из Канады и Японии собрали, пожалуй, всю открытую информацию о детской смертности в разных странах. И обнаружили, что её уровень сильно связан с уровнем дохода на душу населения. Так, самая высокая детская смертность от ковида зафиксирована в странах с доходами выше среднего уровня, ниже – в странах с доходом ниже среднего. Ещё меньше она в странах с высоким уровнем дохода, и самая маленькая – с низким. Причём смертность от ковида (количество смертей в пересчёте на общее число детей) в странах с доходами населения выше среднего в три раза больше, чем в странах с высокими. При этом более 70% детей с COVID-19, попадавших в отделения интенсивной терапии и учтённых в исследовании, составляли жители самых богатых, согласно этому рейтингу, стран.

Детская смертность от COVID-19 в разных странах мира. Желтый оттенок означает низкую, красный – высокую. Серым цветом обозначены страны, данный о детской смертности от COVID-19 в которых не нашлись. [1]
Детская смертность от COVID-19 в разных странах мира. Желтый оттенок означает низкую, красный – высокую. Серым цветом обозначены страны, данный о детской смертности от COVID-19 в которых не нашлись. [1]

Глядя на эти данные, можно подумать, что в богатых странах детей лечат настолько лучше, чем в странах с умеренным достатком, что в них от ковида не успевших повзрослеть людей умерло в три раза меньше. Если это правда, то очень грустная, ведь в группе стран с доходом населения ниже среднего находятся далеко не бедные государства. Например, Аргентина, Азейрбаджан, Бразилия, Болгария, Китай, Мексика, Румыния, Тайланд и Турция. А еще Россия, но в нашей стране нет отдельной статистики по смертности среди детей, поэтому в исследование мы не вошли.

Если различия между странами с доходом выше среднего и высоким можно объяснить разным уровнем расходов на здравоохранение и качеством медицины, то как быть с тем, что смертность от ковида в странах нижней половины этого рейтинга оказалась ниже? Точную причину ученые назвать затрудняются, но предполагают, что дело может быть в том, что в небогатых странах ковид просто реже диагностируют: если посмотреть на статистику по детской смертности от всех причин, то выяснится, что дети в странах с доходами ниже среднего умирают в три раза чаще, чем в странах с доходами выше среднего. В общем, есть о чём подумать.

Младенческая смертность (до 1 года) в разных странах за 2017 год. [2]
Младенческая смертность (до 1 года) в разных странах за 2017 год. [2]

Конечно, у исследования много ограничений. Во-первых, данные неполные: многие страны, вроде той же России, не учтены, потому что они не публикуют информацию о детской смертности от ковида. Тем не менее, учёные использовали весь доступный им объем информации, анализируя отчеты не только на английском языке, но и на десяти других. Во-вторых, авторы публикации группируют страны, основываясь лишь на одном экономическом показателе – доходе на душу населения. Это валовый национальный доход (стоимость всех товаров и услуг вместе с доходом из-за рубежа), разделённый на численность населения. Такой параметр вообще не учитывает уровень экономического неравенства и другие аспекты. В общем, средний доход на душу населения скорее характеризует не благосостояние людей и не качество здравоохранения и его доступность, а то, какой приблизительно у страны был ресурс, за счёт которого нужно было в том числе развивать медицину. Однако насколько успешно этот ресурс будет реализован зависит от многих факторов.

Несмотря на ограничения, исследователи работали с большими объемами данных, охватывающими настолько разные страны, что, надо полагать, главная тенденция выявлена верно. Тысячи детей умерли из-за пандемии, и бо́льшую часть их жизней можно было бы спасти, если бы во многих странах выделялось достаточно денег на здравоохранение. Более 60% умерших детей не исполнилось и года.

Анализ медицинских расходов разных стран – тема сосвсем не биологическая, поэтому его мы проведём на нашей страничке во Вконтакте

Александр Хазанов
(ред. Наталия Каланова)

Источники

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц