Найти тему

Военные школы боевых искусств, единоборств, рукопашного боя

Прежде всего, необходимо заметить, что в данной статье понятия боевых искусств, единоборств, рукопашного боя не отличаются, они означают любые системы и методы ведения боя без оружия или с коротким холодным оружием, которое не может использоваться в фехтовании. Это из-за дефицита нужных терминов.

Второе. Даная статья – не экскурс в историю, к ней не нужно предъявлять требования по точности событий и т.п. Здесь задача другая – определить логику развития, эволюции боевых искусств, того, что как раз оказывает влияние на историю. Знание эволюции открывает дверь понимания методики и целей тренировки, изменения стилей и школ боевых искусств со временем.

Также данная статья является продолжением материала «Гражданские и военные системы рукопашного боя, боевых искусств, единоборств» https://zen.yandex.ru/media/id/60252ab8475bf92c0b6adb87/grajdanskie-i-voennye-sistemy-rukopashnogo-boia-boevyh-iskusstv-edinoborstv-604cbc720a7d51654aeff229

и «Что такое гражданская (коммерческая) школа боевых искусств, единоборств?»

https://zen.yandex.ru/media/id/60252ab8475bf92c0b6adb87/chto-takoe-grajdanskaia-kommercheskaia-shkola-boevyh-iskusstv-edinoborstv-60518e151b3d754b77dd8d72

Хотя военные и были родоначальниками приемов рукопашного боя, в развитии боевых искусств они отходят на задний план, отдавая инициативу развития рукопашного боя гражданским школам.

Как уже говорилось, военные и гражданские школы представляют из себя песочные часы. Знания приемов рукопашного боя от военных переходят к гражданским, которые развивают их и создают стили. А вот затем разработанные стили, школы попадают в сферу внимания военных, которые выбирают оттуда наиболее эффективные приемы и пытаются внедрить их в военную подготовку.

Так появляется понятие прикладных систем: прикладного каратэ, прикладного рукопашного боя. Берутся сугубо практичные, прикладные приемы, которые можно реально применять. Однако военная подготовка на то и военная, чтобы приемы играли здесь далеко не самую главную роль. В военной подготовке рукопашников можно выделить несколько уровней.

Первый – общевойсковой, рассчитанный на массовку. Обучить большие массы солдат рукопашному бою крайне проблематично. Да это и не нужно, поскольку общевойсковые подразделения побеждают больше дисциплиной и согласованностью, чем героическими усилиями отдельных солдат. Поэтому для общевойсковых нужд, как правило, создаются комплексы базовых приемов, которые просто отрабатывают в рамках физподготовки. Они дадут не столько какие-то серьезные знания в области рукопашного боя, сколько просто представление о том, что такое имеет место быть. Просто солдат, попав в рукопашную схватку должен не теряться, а сразу бить, душить, грызть врага. Если примитивные методы рукопашного боя накладываются на хорошую физическую форму, военную экипировку и вооружение (жесткие солдатские ботинки, автомат, пистолет, нож и т. п.), то эффект может быть очень неплохой. Ведь даже примитивный удар ногой в тяжелом, жестком солдатском ботинке – это уже удар холодным оружием по сути.

Второй - более характерен для войск специального назначения, у которых велика вероятность участия в рукопашных схватках, которые сталкиваются с противником лицом к лицу, участвуют во всевозможных захватах и т.п. Сюда можно отнести, например, ОМОН, спецназ десантных войск и т.д. Здесь успех рукопашного боя определяется четырьмя основными факторами.

Прежде всего – это довольно высокий уровень физподготовки, причем обязательно должен быть силовой аспект. Поэтому изначально приветствуются люди с хорошими физическими данными, высокие и сильные.

Следующий фактор – отсутствие страха быть раненым или покалеченным. И здесь во многих методиках подготовки есть такой элемент, как работа в полный контакт, иногда с использованием защитных средств, иногда нет. Мало того, часто встречаются школы подготовки, в которых новичков ставят против подготовленных военнослужащих в полный контакт, и те просто избивают начинающих солдат.

Также от бойца требуется умение бить на поражение, не жалея противника. Здесь основой подготовки является постоянные отработка ударов на тяжелых, жестких мешках, а также щитах, деревьях и т. п. Борцовские приемы тоже отрабатываются на тяжелых мешках.

И, наконец, последний фактор – это умение бороться и побеждать, никогда не сдаваться, всегда только вперед. Это обеспечивается соответствующей психологической подготовкой, различными внушениями, общей психологической атмосферой.

В результате такой системы подготовки мы должны получить терминаторов, боевые машины, которые просто проламываются сквозь противника за счет силы и настроя.

Следует заметить, что в качестве техники рукопашного боя может использоваться какая-то школа целиком, либо это будет сборная солянка из несколько стилей. Но технические элементы изучаются только на уровне тренировок и предварительной подготовки. В реальном бою проявляются «пробивные способности», а не мастерство какого-то стиля. Это просто жесткий смешанный стиль, в котором «бью как могу, побеждаю как хочу».

Третий уровень больше всего подходит всевозможным диверсионно-разведывательным группам, группам захвата. Такие группы сравнительно немногочисленны, успех их операций зависит не только от слаженности действий всего подразделения, но и от личного профессионализма каждого. Здесь физическая подготовка основана на большой выносливости, ловкости, скорости. Сила важна, но грубая сила не в почете. Рукопашный бой – серьезная дисциплина, от которой будет зависеть жизнь и выполнение задания. Но он специфичен.

Бойцам нужна победа, а не сражение. На первое место выходит тактика, оценка и анализ ситуации, поиск наиболее оптимальных решений. Поэтому рукопашный бой не рассматривается как метод сражения, это всего лишь одно из тактических действий. Тактика заключается в оценке ситуации, поиске слабых мест противника, выбору места и времени атаки на врага, чтобы тот попросту не смог оказать сопротивления. Поэтому атакующие действия в рукопашной схватке преобладают. Техника рукопашного боя основана на принципе «хищник нападает на жертву».

У бойцов вырабатывается психология хищников, которые превосходят по силе жертву, охотятся на нее и уничтожают. А каждый хищник должен иметь свои коронные приемы нападения на жертву. Поэтому в рукопашном бою важно не универсальное мастерство, а от одного до трех отработанных коронных приемов, которым невозможно противостоять. Нехватка универсальных методов компенсируется тактическими навыками и природными инстинктами.

И это очень важный момент. Многие мастера гражданских школ во главу угла ставят различные техники, и в ходе боя пытаются искать различные технические решения для достижения победы. В военной школе надо мыслить тактически и реагировать инстинктивно, выжидая благоприятного момента для выхода на коронный прием, вернее даже не столько ожидая, сколько создавая к этому предпосылки.

Четвертый уровень в военном рукопашном бою самый высокий. Он под силу лишь людям с выдающимися природными данными и талантами: физическими, психологическими и интеллектуальными. У них вырабатывается философия и психология даже не хищников, а суперменов, высших существ, с которыми в этом мире никто не сравнится. Такая психология избавляет от всех условностей, сомнений, рассеянности, позволяя мозгу постоянно работать и холодно мыслить в самых экстремальных ситуациях, а тело подчинено разуму и способно выдерживать «заоблачные» перегрузки.

На этом уровне техника рукопашного боя должна идти изнутри бойца, а не снаружи. То есть человеку предлагается самому для себя разработать и подобрать приемы рукопашного боя: как и чем бить, как бороться и т. п. А дальше опытные инструкторы корректируют эти действия, рассказывают и показывают, как улучшить ее и сделать более эффективной. Через некоторое время к технике, которую самостоятельно выбрали бойцы, добавляют еще небольшой арсенал приемов, которые также соответствуют природным способностям человека и не противоречат выбранной технике. И конечно, очень длительные и изнуряющие физические тренировки со специальной психологической и медитативной техникой.

На следующем этапе бойцам показывают различные приемы рукопашного боя для разных тактических ситуаций. Например, несколько методов снятия часового. Бойцы сами выбирают себе метод, как говорится, по душе.

Дальнейшие занятия по рукопашному бою представляют из себя «самостоятельное плавание». Бойцам предоставляются инструкторы, литература, видеофильмы, и они могут изучать любые приемы, любую школу по собственному усмотрению. Отношение к этому очень серьезное, потому что бойцов готовят для боевых действий, в которых они обязательно примут участие (у таких спецподразделений нет мирного периода). И принцип «убей или будь убитым» просто в кровь впитан.

Военные разработки в области рукопашного боя обязательно проникнут в гражданскую сферу. В основном через военных-отставников, которым трудно найти себя на гражданке, лучше всего у них получается преподавать или продавать свои знания и навыки.

Таким образом, и получаются песочные часы: приемы рукопашного боя постоянно переходят из гражданской сферы в военную и наоборот, но при этом смешения не происходит из-за большой разницы между войной и миром.

Переход от военных школ к гражданским

Для четкого определения проблем в системе обучения рукопашному бою нас интересуют в основном гражданские школы. Военная подготовка рукопашников изначально ограничена требованиями к рукопашному бою как дополнению к тактической военной подготовке, а кроме того, ограниченным является выбор преподавателей и методик. Просто потому, что в военной сфере никто не будет возить бойцов за сотни километров на какие-то тренировки к нужному учителю.

В гражданской же системе обучения всегда есть выбор и ассортимент. С одной стороны это открывает большие возможности для учеников, но с другой создает проблему правильного выбора. Собственно, это и есть одной из задач концептуального каратэ – решить проблему выбора и эффективно использовать возможности обучения.

Первых учителей и первые школы боевых искусств назовем первородными. Как уже отмечалось – ими всегда должны были быть военные. Мог ли не военный человек стать первородным основателем школы рукопашного боя? И да, и нет. Да - потому что любой человек может творить, что-то создавать. Так почему рукопашный бой не может быть одной из тем творчества? Может, но есть большое «НО». Чтобы начался процесс творчества, нужны как бы стартовые зацепки, от чего оттолкнуться в своих размышлениях. Конечно, это могут быть обычные драки. Но в древние времена на них не имело смысла концентрироваться, поскольку это не было частым явлением, а в конфликтах люди всегда предпочитали хвататься за оружие.

Поэтому, чтобы начать создавать какой-то стиль, гражданскому человеку надо сначала увидеть, как действуют военные. Дальше, если он будет как-то развивать, систематизировать увиденные военные приемы, он неминуемо будет терять эффективность, потому что не имеет опыта реальных схваток. Поэтому рассматривать гражданские лицо в качестве первородного основателя школы рукопашного боя не имеет особого смысла.

Рассматривать первородных основателей нам подробно не нужно. Во-первых, потому, что это было очень давно, и сейчас крайне сложно разобраться, кто и как создавал первородные школы. Тем более, что они в вопросах техники в большинстве случаев были довольно ограниченными. Здесь крайне важно понять следующее. Первородные школы рукопашного боя были простыми в плане технического арсенала, зато приемы были все из реальных схваток. Поэтому они были реально опасными, реально жесткими, но довольно практичными. Поскольку первородные школы основывались на военной практике, то и подготовка в них было очень жесткой, контактной. В тоже время предварительная физподготовка отсутствовала или была ограниченной, потому что бойцы в армии – люди и так с хорошей физической формой, созданной походами и сражениями. Участие в сражениях, ведение контактных поединков, тренировки в борьбе и ударной технике – это и было и техникой, и физподготовкой.

Также в первородных школах почти отсутствовало понятие страховки и соблюдение мер безопасности. Если тренирующие бились без острого оружия – это и было безопасностью.

Естественно, что при такой системе подготовки первородные школы рукопашного боя не могли похвалиться массовостью, какой-то базой, которая бы обеспечивала школе будущее. А потому такие школы «вспыхивали как искры от костра, и исчезали в темноте веков». Единственное, что осталось от этих школ – это афоризмы и основополагающие принципы, которые были выписаны некоторыми выдающимися деятелями. Такими, как например, Ци Цзигуан, Чжан Саньфен, Миямото Мусаси.

Второй этап в развитии гражданских школ боевых искусств – это появление патриархов. Это люди, которые посвятили свою жизнь изучению различных приемов рукопашного боя, а затем создали собственный стиль рукопашного боя. Первые патриархи учились у первородных мастеров. Если первородные мастера преподавали в основном наборы приемов, которые жестко отрабатывались в постоянном контакте с партнером, то патриархи систематизировали данные знания, синтезировали разные методы, объединили их по определенным принципам, расширили технический арсенал приемов. И главное, в стилях появились движения, не являющиеся для человека естественными. Все очень просто – неестественные движения неожиданны и непонятны противнику, при этом могут быть самыми эффективными.

Что такое естественные движения? Это те, которые привычны человеку, они очень похожи на повседневные. Человек всю жизнь ходит на ногах, и для него достаточно просто лягнуть противника просто как бы расширив шаг. Всю жизнь человек берет в руки предметы, и, естественно, легко схватит рукой все, что под нее попадется. Вот вам и захваты. Мы все время берем какие-то предметы, переставляем их. Поэтому противника легко толкнуть, опрокинуть на землю силой. Но если любому человеку предложить бросить оппонента через спину или бок, т. е. выполнить борцовский бросок, то он сразу это сделать не сможет. Сначала ему надо объяснить, потом показать, потом он попробует… Это и есть неестественные движения. И суть неестественных движений в том, что их необходимо специально отрабатывать и долго тренировать. Зато они могут оказаться неожиданными и очень эффективными.

Поскольку возникает необходимость в специальных тренировках – требуются методики подготовки, разработанная методика изучения, материальная база, инструктора-помощники и т. п. Так возникает необходимость в выполнении разных требований, которые реализуются при создании школы. Речь идет о школах боевых искусств именно как школ, своего рода институтов, где ученики приобретают знания, определенный уровень подготовки, постепенно растут, получают ранги и т. п. Выше я уже указывал на основные критерии, которым должна удовлетворять школа боевых искусств. Причем нужно понимать, что для одного стиля может существовать несколько школ, которые имеют различные методы подготовки. Верно и обратное.