Найти в Дзене
Женские судьбы

БОЛЬ

Ей часто снится один и тот же сон, будто бежит она, маленькая девочка, по красивому цветочному полю и заливисто смеется. Но вдруг, споткнувшись, падает и на все поле раздается ее крик: «Мамочка, мне больно!» Кричит она так громко и пронзительно, что сама от этого крика просыпается.
Вот и сегодня в день своего очередного дня рождения, она снова проснулась от собственного крика. Открыв глаза,

Ей часто снится один и тот же сон, будто бежит она, маленькая девочка, по красивому цветочному полю и заливисто смеется. Но вдруг, споткнувшись, падает и на все поле раздается ее крик: «Мамочка, мне больно!» Кричит она так громко и пронзительно, что сама от этого крика просыпается.

Вот и сегодня в день своего очередного дня рождения, она снова проснулась от собственного крика. Открыв глаза, долго лежала и все пыталась разгадать свой сон. Потом, вспомнив слова своей бабушки, что надо встать под душ и стряхнуть сон с водой, так и сделала. Выпив свой любимый ароматный чай, Светлана отправилась в школу. Более 40 лет она трудится учителем, коллеги уважают ее, ценят ее опыт и трудолюбие, а дети просто обожают и боготворят своего учителя. Поэтому, когда она хотела уйти на пенсию, ей все время не давала покоя мысль: а как же я без детей?! И пенсия вновь отодвигалась на задний план. Дав первые два урока, Света отправилась в учительскую, собираясь выпить чайку с коллегами. Но вдруг она явственно увидела свой сон. И впервые в жизни ей захотелось плакать просто так, без особой на то причины. Ей так захотелось вернуться в свой сон, в котором были мама и папа, ощутить себя маленькой девочкой, бегущей по полю и громко зовущей маму. Она вдруг поняла, что ключевым словом в ее сне, было слово-боль. Да, это она, еще не успевшая повзрослеть, бежит по полю и кричит: мамочка, мне больно. Это она, заранее предвидя свою боль, жалуется маме. От этих мыслей ей стало нехорошо и как-то тревожно. Возвратившись домой, Светлана села перед зеркалом и, глядя в свое отражение, начала вспоминать.

Родилась она в хорошей интернациональной семье. Ее папа, азербайджанец по национальности, после окончания медицинского института уехал работать врачом в кабардинское село. Ему выделили при больнице комнатку, и уже через несколько месяцев заговорили, как о хорошем терапевте, знающем, очень отзывчивом и душевном. А в соседнем селе оканчивала школу будущая мама Светы, красивая кабардинка с таким же красивым именем Тамара. Выпускников в те годы было не так много и каждый год, объединив выпускные классы, проводили вечера в разных селах. В том году выбор пал на село, в котором трудился папа. На выпускной вечер была приглашена вся интеллигенция района, в числе которой был и молодой врач. То, что молодые люди понравились друг другу, было видно невооруженным глазом. Получив аттестат, Тамара поступила в педагогический институт. Тут-то и нагрянули сваты из врачей больницы и друзей молодого доктора. Сыграв скромную свадьбу, молодые поселились все в той же выделенной комнатке при больнице. Туда же принесли и своих двоих детей, сначала сына, а потом и дочь.

-2

Три года пролетели незаметно, но как ни уговаривали доктора остаться работать в селе, он с семьей уехал на родину. Нельзя сказать, что невестку встретили с распростертыми объятиями. Она была для них чужой, мало того, другой национальности, так еще и не знающей ни обычаев, ни обрядов. Но Тамара любила мужа, и хоть было ей трудно, вскоре она стала любимой кэлин, что в переводе с азербайджанского означает невестка. Муж очень хотел, чтобы Тамара продолжила своё образование, которое пришлось оставить по случаю переезда. И она поступила в педучилище в городе Гяндже. Она бы с удовольствием поступила и в институт, но в те годы в азербайджанских вузах не было преподавания на русском языке. Муж мечтал о большой семье, и его любимая Тамара родила ему четверых детей. Но, как говорится, маленькие детки- маленькие беды. Выросла их старшая дочь Светлана и родители, решив, что ей нужно получить российское образование, отправили дочь на мамину родину в один из красивейших городов - Нальчик. Света любила мамину родину, ей нравилось учиться, нравился курс, на котором она быстро нашла подруг. Пять лет пролетели незаметно, но весело. Когда на пятом курсе началась пятимесячная практика, Света поехала в тот же район, в котором когда-то трудился ее отец. И так же как он, сразу завоевала и авторитет, и любовь учителей и учеников. Как-то на мероприятии, посвященном проводам осени, к ней подошел высокий симпатичный молодой человек, работавший в селе главным зоотехником. Глядя на него, она все время думала о том, что где-то уже его встречала. Но долго думать, и вспоминать ей было некогда. Время ее практики подходило к концу, и она должна была уезжать, чтобы продолжить обучение в вузе. Не теряя времени, директор школы, где она работала во время практики, сделал запрос на выпускницу Светлану А., и она, получив диплом преподавателя, с огромным удовольствием отправилась трудиться по-взрослому.

Светлана посмотрела на часы и стала вспоминать дальше. То, что началось потом, было началом ее боли и переживаний, страхов и сомнений. Молодой и талантливый зоотехник, знающий русскую и зарубежную классику, читающий наизусть стихи, увлекающийся игрой на гитаре и пользующийся высоким авторитетом среди населения, украл ее по законам гор. При этом, напомнив ей об их первой встрече в библиотеке университета, где она, первокурсница, грызла гранит науки, а он, готовящийся к выпуску, молодой специалист, сидел напротив и смотрел на нее влюбленным глазами. Узнав о случившемся, отец Светланы отказался от любимой дочери. Слова отца до сих пор жгут ее сердце и вызывают слезы. Но замуж Света все-таки вышла, так и не получив родительского благословения. Вот тогда отец сказал, как отрезал: дочери по имени Светлана у меня нет. Сколько она пролила слез, неведомо никому. Через год у молодых родилась девочка. Счастью их не было предела. Омрачало лишь молчание родителей и их несогласие с выбором дочери. Беда, как известно, не ходит одна. Света вспомнила, как попала в больницу с внезапно заболевшей дочерью. Уж как она переживала, сколько слез пролила, сколько молитв прошептала. Однажды, ближе к ночи, в палату постучали. Открыв дверь, Светлана увидела маму и ее сестру. Обняв мать, она рыдала как девочка из ее сна, прижимаясь к ней и ощущая теплоту и нежность. Немного успокоившись, она поинтересовалась у матери о цели ее приезда. И была крайне удивлена и расстроена, когда мать сообщила о письме доброжелателя, поведавшего о том, как несчастна их дочь в семье, как к ней плохо относятся, да к тому же, как тяжело заболела дочь, их внучка.

Невзирая на протесты дочери, просьбы Светланиной свекрови, мать забрала дочь и внучку в Азербайджан. Конечно, там была совсем другая жизнь. Богатый дом, обеспеченность, многочисленная родня, авторитет отца и матери среди населения. Но Света очень хотела вернуться домой, туда, где она создала семью. Валера приезжал несколько раз, встречался с дочерью, но ему не разрешали оставаться в доме и он, неизвестно, где переночевав, уезжал в свое село. Дочь любила отца, а главное — помнила его черты лица. Она все время засыпала деда вопросами: где мой папа? И чтобы поставить точку в этом вопросе, он просто сказал, что ее папа умер. Как сердце Светы выдержало эту боль, она и сама не знает. Перечить родителям, тем более спорить и требовать, она не могла в силу своего воспитания. Да и любила она родителей какой-то неземной любовью. Однажды, когда отец заболел и лежал в постели, она случайно стала свидетелем их с мамой разговора. «Вызывай зятя,- сказал он жене,- виниться буду, вдруг умру, с грехом покидать этот мир не хочу». Через несколько дней прилетел Валера. И гостеприимный дом А. наполнился смехом, объятиями, воспоминаниями. Среди гостей был и друг отца, ректор сельскохозяйственной академии, который сразу же посадил зятя рядом с собой. О чем они вели беседу, неведомо, но когда ему дали слово, он сказал: «С удовольствием предлагаю тебе место на кафедре в своем вузе, защиту диссертации, преподавание, оставайся. Я рад, что встретил такого грамотного специалиста, всесторонне развитого человека, настоящего работника сельского хозяйства в доме моего лучшего друга».

Казалось бы, перемирие наступило, но окончательного разрешения проблема не получила. Точку в этом больном и так долго решаемом споре поставила внучка. Забежав как-то в комнату, она бросилась к своему отцу со словами: «Папа, а когда мы домой поедем?» И они уехали. Света до сих пор помнит, как переступила порог их дома, как взяла в руки большого медведя дочери и заплакала. Какой-то отрезок времени все в семье Светланы было ладно и гладко. Через некоторое время у них родился сын. В селе их уважали, прислушивались к словам, советовались и дорожили дружбой. Вспоминая свою жизнь, Светлана поймала себя на мысли, что память перебрасывает ее из одного отрезка времени в другой, подкидывая ей тяжелые моменты, связанные с уходом дорогих людей.

-3

Первым покинул этот мир отец. Как больно было Светлане принять его уход, как тяжело было перенести эту боль от потери дорогого человека. Путь от места, где она жила до последнего приюта отца был неблизкий. Но она летала туда часто. И однажды, в свой очередной приезд, опустилась на колени у могилы отца и, обливаясь слезами, стала просить прощение. И с каждым произнесенным словом ее боль становилась легче. Она чувствовала, что отец, который не мог сказать ничего, прощал ее и сам просил прощения у дочери. Когда сердечная рана немного стала затягиваться, слегла ее мама. И в последние дни просила дочь похоронить ее на родине, там, где она родилась, откуда забрал ее молодой доктор и привез на свою родину. Но Света не согласна была с мамой, ставшей частью древнего и почитаемого в Азербайджане рода А. Похоронив маму, Света не могла найти себе места от переживаний, что не выполнила ее последнюю волю. Но внутренний голос подсказал ей выход. Приехав ранним утром в село, в котором родилась и выросла мама, и, навестив маминых родственников, она попросила набрать ей маленький мешочек земли. И в тот же день вылетела в Азербайджан. И так же, как совсем недавно у могилы отца, опустилась на колени на могиле матери. Мать и дочь общались безмолвно, понимая друг друга и боясь причинить боль. Аккуратно высыпав землю, Света покинула кладбище.

Она даже устала от груза воспоминаний, вызывающих до сих пор боль в сердце. Налив себе чая, она почему-то перевела взгляд на фото, стоящее на комоде. На нем они были с Валерой, оба молодые, счастливые и полные планов на жизнь. Подрастали их с Валерой дети, поступали в институты, получали дипломы, обзаводились семьями, завоевывали авторитет в профессии. Света уже стала забывать про свой сон, но когда у дочери родился сын с синдромом Дауна, требующий неотлучной материнской опеки и заботы, сон вернулся. И она снова плакала во сне, жалуясь матери на боль, и очень хотела проснуться, но теперь уже почему-то не могла. Страдая вместе с дочерью, она часто спрашивала себя: а может быть родительское несогласие на ее брак виновато в этом? Но тут же гнала эти мысли от себя, старалась не загонять себя в угол, зная, как необходима своей девочке в воспитании ее особенного ребенка. А когда у сына умерла жена, оставив маленькую дочь, Светлана впервые обратилась к Богу со словами: «За что, Господи?» И хоть знала, что нельзя спрашивать за что? все равно, упорно обращалась к Нему с одним-единственным вопросом. Немного успокоившись, она сказала себе: «Раз уж так случилось, то никому внучку не отдам, помогу сыну в ее воспитании, приложу все усилия, чтобы она не чувствовала потерю матери».

Когда Светлане было трудно, она искала спасения в своей семье, в близких ей людях, особенно в муже. Но неожиданно, как говорят, в одночасье, он заболел. А когда узнал свой диагноз и вовсе опустил руки. Светлана очень переживала, но сделать ничего не могла. Валера просто на глазах угасал. Она боялась смертей, похоронив отца, мать, двоих братьев, перекричав и перестрадав свое горе, она очень боялась потерять мужа. «Валера, ты же сильный, ты все можешь, ну почему ты сдался?»- спрашивала она его, гладя его исхудавшие руки. « Всему есть начало и конец, - тихим голосом отвечал он жене.- Но мое главное счастье на земле - это ты, мои дети и мои внуки. И я вас очень люблю». Похоронив мужа, Светлана просто потеряла точку опоры. Но сын, который взял на себя заботу о матери, внимание дочери и любовь внуков, помогли ей жить дальше. Она вспомнила, каким вниманием окружили ее тогда коллеги, ставшие ей за эти десятилетия родными людьми; как помогали ей справиться с новой болью соседи, с которыми она делила хлеб-соль; как ее студенческие подруги не оставляли одну. Именно тогда она поняла, что земля, на которой родилась ее мать, стала и для неё родной. Именно эта земля давала и дает ей силы, подпитывая и поддерживая ее; на ней сделали первые шаги ее дети и внуки; в нее ушел ее муж; именно она станет последним приютом и для нее, азербайджанки, рожденной матерью-кабардинкой.

-4

Услышав за спиной хлопок входной двери, Светлана повернула голову и увидела своего сына и внучку с огромным букетом роз. «Бабуля, с днем рождения»,- произнесла ее любимица и обняла за шею. Сын, вручив матери цветы, обнял ее и дочь двумя руками. Света, боясь пошевельнуться, держала рукой неподъемный букет и, ощущая биение сердец двух дорогих людей, тихонько плакала. Но это уже были светлые слезы и она думала о том, что сон ей больше никогда не приснится, она сполна выпила чашу страданий, перенесла много боли, и теперь в ее жизни начнется новая полоса, светлая, в которой она - мать и бабушка будет счастлива, а, значит, ее дети и внуки – тоже. Ведь жизнь – это не зебра, а шахматная доска, на которой все зависит от правильного хода.