У многих людей постсоветского пространства Беларусь ассоциируется с чистотой, хорошими и дешевыми продуктами и качественным трикотажем, о котором и пойдет речь в этом материале. Большие текстильные производства, что остались стране после Советского Союза, всё еще выпускают цветастые халаты, так любимы нашими бабушками. Однако большое количество фабрик и квалифицированных специалистов позволяет также воплощать идеи талантливым белорусским дизайнерам и бизнесменам — создавать вещи, известные далеко за границами Беларуси.
Многие белорусские бренды поддержали протест против фальсификации выборов. Было много сказано о репрессиях по отношению к магазину SYMBAL.BY, но почему-то то, что происходит у других брендов, зачастую не вызывает такого же общественного резонанса. Редакция «Бусла» решила рассмотреть, как отразились августовские события на трех популярных брендах белорусской одежды.
«ТРЫКАТАЖ», ЗА КОТОРЫЙ НЕ СТЫДНО
Бренд, который получил известность в широком кругу модных людей Беларуси благодаря спортивным костюмам и футболкам с интересными надписями (такими как «жэстачайшэ»).
Максим Ганисевский с мамой (специалистом по трикотажу) придумал бренд уличной одежды ZEN WEAR (ZNWR) четыре года назад. За это время к успешному Instagram-аккаунту и магазину в белорусской столице на Немиге добавились магазины в Екатеринбурге и Москве. ZNWR одними из первых закрыли на время свой оффлайн-магазин после выборов в знак поддержки протестующих.
Сам создатель, Максим, во время выборов находился в Москве и освещал происходящее у белорусского посольства в своих социальных сетях. За 2020 год бренд расширился, сделал несколько коллабораций, а также открыл еще два магазина в России: один в Москве, один — в Петербурге. Кроме того, ZNWR сделали два проекта для оказания помощи пострадавшим белорусам: «МЫ РАЗАМ» и BELARUS, в рамках которых половина прибыли перечислялась в фонд BYSOL.
БЕЛОРУССКИЕ АИСТЫ
Если переезд ZNWR в другую страну был запланирован еще до августовских событий, то релокация бренда Ольги Кардаш была вынужденной и наполненной драматическими моментами . Бренд Kardash, пропитанный эстетикой Востока, стал популярен благодаря своим аистам — фирменной шелковой вышивке, которую уже несколько лет подряд Ольга делает на изделиях.
После 9 августа она решила поддержать бастующие заводы, сделав в поддержку коллекцию футболок. На майки были нанесены логотипы «Нафтана», БелАЗа, БМЗ, МТЗ, «ГродноАзот», «БеларусьКалия» и МЗКТ. Половину вырученных средств она также перевела в фонд BYSOL. Важно уточнить, что Ольга не успела получить разрешение на использование логотипов, и вскоре акцию пришлось прекратить из-за нарушения авторских прав. Однако такая красивая поддержка стачкомов привела к тому, что дизайнер стала получать угрозы от представителей власти, из-за чего ей пришлось уехать в Польшу. Спустя почти полгода Ольга запустила свой бренд уже в Варшаве и сейчас продолжает работу. Одним из последних запусков стали свитшоты «Жыве Беларусь».
КОСТЮМ ДЛЯ ВЫБОРОВ
Еще одним брендом, связанным с протестами, стал MUA Shop. Бренд специализируется на женской одежде, есть две линейки, одна из которых — одежда размеров плюс-сайз. Запустившись осенью 2014 года, он стал крайне популярен среди минчанок благодаря своим брючным костюмам и вечерним платьям с оригинальными чашками. Даже если вы никогда не слышали о такой марке, то явно знакомы с их творчеством. В 2017 году MUA выиграли конкурс на создание новой формы для экипажа Belavia.
Именно этот бренд, по информации из социальных сетей, периодически выбирали «три грации» для выходов в свет. В частности, костюм Светланы Тихановской, в котором она голосовала 9 августа, напоминает летнюю коллекцию бренда MUA.
В 2020 году бренд также выступил против фальсификации выборов, пусть и менее явно, чем предыдущие. Тем не менее по неизвестным причинам аккаунт MUA в Instagram 7 января был взломан, и восстановить к нему доступ пока не удалось. Владельцы никак не комментируют ситуацию, однако есть причины полагать, что это связано именно с позицией бренда по выборам. Тем не менее бренд перешел на запасной аккаунт, направляет клиентов из соцсетей на сайт и продолжает свою работу в центре Минска.
Эти три примера показывают, насколько по-разному складывается судьба брендов, которые не боятся выражать свою позицию. Ситуации, когда бизнес, несмотря на возможные потери, старается быть с обществом, — образец солидарности. А все три бренда (яркие и успешные компании!) в очередной раз доказывают, что в Беларуси много талантливых и грамотных специалистов, которые не только упорно работают, но и вкладывают душу в свой продукт. И это окупается сполна.