Вопрос о том, как привлечь средства в некоммерческую организацию актуален для всех НКО. Организации регулярно подают заявки на гранты, выстраивают фандрайзинговую стратегию и находятся в постоянном поиске источников финансирования.
С приходом иностранных терминов из бизнес-среды разговаривать на одном языке стало сложнее. В статье попытаемся разобраться с определениями и понять, что — краудсорсинг, краудфандинг или фандрайзинг — лучше всего подходит для сферы НКО?
Краудфандинг
Дословный перевод слова «краудфандинг» с английского — «финансирование толпой». Это способ, при котором деньги на проект собираются по принципу «с миру по нитке». Особенность краудфандинга заключается в том, что собранные ресурсы идут на реализацию какого-либо проекта или идеи, в котором принимает участие большое количество людей.
Как правило, краудфандинг применяется для сбора средств на творческие или социальные проекты. Инициатор проекта получает средства, а жертвователь — символическое вознаграждение, например, книгу, картину или музыкальный альбом. Кроме обычного краудфандинга существует благотворительный. Он подразумевает, что люди жертвуют деньги безвозмездно и не ждут никакого вознаграждения.
Читать: Топ-5 краудфандинговых платформ для НКО
Краудсорсинг
Близкое по значению к краудфандингу — краудсорсинг. Это слово означает коллективное решение проблемы или некой задачи в целом. С помощью этого метода заинтересованные в проекте участники обсуждают и обмениваются идеями, принимают участие в его реализации. Если в случае с краудфандингом можно говорить о сборе материальных ресурсов, то краудсорсинг также применим к сфере идей и интеллектуальных задач.
Фандрайзинг
Фандрайзинг — процесс по сбору средств, который больше распространён в сфере бизнеса. С английского языка это слово так и переводится — привлечение средств. Суть фандрайзинга та же самая, привлечение финансовых ресурсов, однако проводится он организациями для осуществления своих бизнес-идей и проектов.
Фандрайзинг применяется в бизнес-проектах для финансирования стартапов и новых направлений. Краудфандинг в основном используется частными лицами или творческими организациями для поддержки проектов, которые связаны с искусством или сбором денег на благотворительные цели.
Таким образом, несмотря на то, что терминологически «краудфандинг» больше подходит для обозначения деятельности НКО, в некоммерческой среде закрепилось понятие «фандрайзинг».
Читать: Фандрайзинг: о привлечение средств в благотворительную организацию