Раньше наша страна считалась самой читающей в мире, сейчас такого о нас не скажешь. Конечно, читающих и сейчас хватает, но… никакого сравнения! Я понимаю, сейчас век цифровизации: планшеты, ноутбуки, смартфоны… Все это прекрасно, НО! Новое поколение вырастает в телефонных зомби.
Много раз видела, как парочки садятся в метро, вроде даже в обнимку, но при этом каждый пялится в свой телефон. Неужели там может быть что-то интереснее и важнее человека рядом с тобой? Так и хочется их спросить: Вы не пробовали пообщаться? Поговорить о чем-нибудь? — Нет, в телефоне интереснее.
Недавно ехала в метро, читала книгу. И тут напротив меня садится девушка с кучей крафтовых пакетов. Долго усаживается, расставляет пакеты, возится и тут…затихает. Прям совсем. Мне даже интересно стало, я подняла глаза и вижу, как она над всей этой горой крафта держит книгу, а читала она роман Евгения Водолазкина «Лавр».
А я сижу напротив с романом Джейн Остен «Гордость и предубеждение».
Вот сижу я — читаю замечательную книгу, а напротив сидит девушка и тоже читает книгу, причем не менее замечательную. Я сама не так давно прочитала этот роман и прекрасно понимаю, почему девушка затихла, как только начала читать, я сама точно также «зависала» как только открывала это произведение Евгения Германовича. Но сейчас не о том.
Я представила, как мы выглядим со стороны — две девушки держат в руках книги, причем настоящие, хорошие книги! И так мне от этой картины стало хорошо, что я еще долго сидела и улыбалась от уха до уха.
И тут я вспомнила, что недавно читала на сайте Эха Москвы интервью как раз Евгения Германовича Водолазкина. Корреспондент, который брал у писателя интервью, задал вопрос и буквально повторил мои мысли: «Хорошо, может быть, с авторами всё в порядке. Но явно не в порядке читатель, потому что у меня лично такое ощущение, что все пишут, но никто при этом не читает». Я абсолютно с ним согласна, у меня точно такое же ощущение!
Но вот, что на это отвечает Евгений Германович: « Нет, это не совсем так. То есть пишущих, может быть, действительно переизбыток, но этот переизбыток характеризует любую эпоху. Сейчас тиражи гораздо выше, и читатель вполне хорош, грех жаловаться на такого читателя. Почему создается такое впечатление, я не знаю. Может быть, потому что сейчас к Интернету (а почти все наши знания теперь мы черпаем из Интернета) имеют отношение люди, которые и читают, и не читают. Если раньше высказывались только читающие люди, то сейчас высказываются и не читающие, и создаётся впечатление, что не читают все. Это не так».
Очень интересная точка зрения, я даже и не подумала об этом. А ведь и правда, на просторах интернета нечитающей публики намного больше, нежели людей читающих. Вот и получается «Пастернака не читал, но осуждаю…» или как у Булгакова:
Осуждать и обсуждать–то все горазды… А вот ПРОЧИТАТЬ — не каждый.