Примечание: Интервью для Издания Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
Управляющий директор международного аэропорта Краснодар Дмитрий Кириченко рассказал о том, как в период жесточайшего кризиса для всей авиации сохранить рабочие места, открыть новые внутренние рейсы и спроектировать крупнейший транспортный хаб на Юге России.
- Дмитрий Николаевич, трудно переоценить вашу роль как управляющего директора. Расскажите, с чего вы начинали свою деятельность до того, как заняли руководящую должность?
- Я окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации по специальности «эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов». В 2007 году поступил на работу в управляющую компанию аэропортов Краснодарского края на должность ведущего специалиста департамента экономической безопасности и с тех пор продолжаю свой карьерный путь в компаниях, находящихся под управлением УК «Аэродинамика». В 2009 году назначен на пост генерального директора по экономической безопасности ООО «Авиационные линии Кубани». С 2012-го по 2016-й работал управляющим директором аэропорта Геленджик. После, с 2016-го по 2017-й занимал должность заместителя руководителя инженерного центра аэропорта Краснодар. Непростая работа, которая заключалась в контроле работы самого сердца аэропорта – взлетно-посадочной полосы. В этот период мы смогли настроить работу так, что аэропорт смог принимать практически все воздушные суда современных типов. После этого два года был заместителем управляющего директора аэропорта Анапа и уже в 2019-м получил назначение в краснодарский аэропорт.
- Все воздушные гавани одинаковы или у каждого из аэропортов есть какая-то специфическая черта?
- Каждый аэропорт по-своему уникален. Это зависит от его пассажиропотока, взлетной полосы и даже климата. В каждой гавани свои сложности, однако что одинаково везде – так это высокий уровень ответственности. Поэтому работа в аэропорту требует запредельной концентрации. Их не зря сравнивают с городами не только по занимаемой площади, но и по внутреннему устройству: свои администрация, бюджет, служба безопасности. И задача руководителя – наладить между ними взаимосвязь, контролировать выполнение плана и вовремя реагировать на любые изменения. Только при таких условиях аэропорт будет работать бесперебойно.
- В уходящем 2020 году пандемия ударила по всей мировой транспортной системе, в особенности по работе авиалиний. Как это сказалось на деятельности аэропорта и численности коллектива?
- Можно смело сказать, что аэропорт Краснодар, несмотря на все сложности, успешно пережил этот год. Да, пассажиропоток сократился на 34 % по сравнению с 2019-м и составил более трех миллионов пассажиров. Но если учесть, что международные рейсы были отменены и до сих пор не восстановлены и два месяца мы работали в сокращенном режиме, то показатели кажутся не такими уж маленькими. Особенно сильно по нам ударило отсутствие международного сообщения, но за счёт внутреннего трафика отрицательная динамика была частично нивелирована.
В целом мы благополучно преодолели острый кризис, сохранили рабочие места и успешно справились со всеми катаклизмами, включая погодные аномалии. А также завершили разработку мастер-плана нового мультимодального хаба, крупнейшего на Юге России, и утвердили его генеральный план.
На протяжении 10 лет до начала распространения коронавирусной инфекции количество пассажиров в среднем увеличивалось ежегодно на 13 %. В 2020 году, согласно статистике министерства транспорта и дорожного хозяйства, зафиксировано падение данных показателей на 33,6 %. Какие меры принимаются для возвращения положительной динамики роста пассажиропотока?
Со своей стороны аэропорт может только обеспечить требования безопасности, предписанные Роспотребнадзором. На территории аэровокзала действует масочный режим. В терминале работают тепловизоры на входных группах для автоматического измерения температуры всех входящих в аэровокзал, в котором расположены автоматические санитайзеры для дезинфекции рук и вендинговые аппараты, в которых продаются маски, антисептики, перчатки.
Все остальное зависит от Министерства транспорта и авиакомпаний. Сейчас заметна тенденция к открытию новых межрегиональных маршрутов. При этом многие из них подразумевают пересадку в других региональных воздушных гаванях. Благодаря такому формату стоимость перелета остается сравнительно небольшой, а малые аэропорты получают шанс пополнить свою маршрутную сеть, выступив в роли небольших региональных узлов. Спрос на такие рейсы весьма высокий, и пассажиры с удовольствием расширяют для себя географию родной страны, а регионы обрастают новыми маршрутами.
Поэтому в прошлом году было открыто девять новых внутренних направлений из Краснодара: Волгоград, Сыктывкар, Тамбов, Астрахань, Белгород, Воронеж, Саратов, Минеральные Воды и даже Мурманск. Многих этих рейсов не было даже в 2019 году. В 2021 году отроется еще ряд новых направлений, самым дальним из которых станет Хабаровск.
- Можно ли назвать открытие новых рейсов следствием положительного воздействия карантинных мер?
- Точнее будет назвать это противодействием карантинным мерам. К сожалению, аэропорт лишился международного трафика, и это ударило по его общему пассажиропотоку. Разумеется, для аэропорта, как и для всего региона, гораздо выгоднее открыть рейсы за границу. Но во многом благодаря внутреннему спросу мы обслужили в кризисный год 3 084 079 человек, тем самым нивелировав отрицательную динамику.
- Вы упомянули об одном из важнейших инвестиционных проектов для Краснодара – постройке нового аэровокзального комплекса, включающего в себя авиа-, железнодорожный, городской и автомобильный транспорт, увеличивающего возможный пассажиропоток почти в два раза. Перед вводом вынужденных карантинных мер был обозначен период модернизации аэропорта – начиная с четвертого квартала 2020 года по 2024 год. Изменились ли сроки реализации проекта?
- Проектирование самого здания терминала, перрона и рулежных дорожек уже завершено. Сейчас ведутся работы по подготовке будущей строительной площадки. В скором времени мы планируем разместить на площадке строительный штаб и начать строительство первой очереди. Место под него уже определено. В начале апреля мы планируем войти в Главгосэкспертизу с проектом.
Проект будет состоять из двух этапов. Первый и основной этап завершатся в начале 2024 года, когда будет построен новый аэровокзальный комплекс с транспортной инфраструктурой. То есть будут возведены само здание аэровокзала, административное здание, привокзальная площадь, подъездные автодороги с новым перроном и рулежными дорожками. Второй – это строительство ТПУ с жд и автобусной станцией и другой инфраструктурой до конца 2026 года.
- Расскажите о деталях проекта. В чем заключается его уникальность?
- Новый комплекс – это глобальный инвестиционный проект, который объединит в себе авиационные перевозки, железнодорожные перевозки, автомобильный и городской транспорт. Одним из ключевых объектов станет новый терминал аэропорта Краснодар.
Наш хаб является крупнейшим транспортным проектом на Юге России по масштабам строительства и инвестиций. Площадь одного только терминала составит более 80 тыс. кв. м, что позволит обслуживать до 10,5 млн пассажиров в год. Увеличится и аэродром, который сможет обслуживать до 30 взлетно-посадочных операций в час. Мы рассчитываем на то, что аэропорт Краснодара в будущем сможет конкурировать с крупными европейскими хабами в Восточной Европе. У города есть все шансы стать важной точкой авиационного сближения не только в стране, но и на международной арене: географическое положение, современная инфраструктура, отсутствие важных транспортных узлов поблизости.
Важно понимать, что проект не просто повысит комфорт для пассажиров, но и увеличит пропускную способность, количество удобных рейсов в краевую столицу, а также откроет бескрайние перспективы для крупного, малого и среднего бизнеса. Поскольку Краснодар становится центром деловой и коммерческой активности всего Юга России, а аэропорт является главными воротами города, вокруг комплекса будет сформирована зона деловой и производственной активности. Она будет включать в себя предприятия логистического комплекса, конгрессно-выставочные площади, производственные, научно-конструкторские, опытно-внедренческие и другие предприятия. Упор будет сделан прежде всего на высокотехнологичные инновационные отрасли. Генпланом города было утверждено строительство индустриального парка (площадью более 300 га), технопарка, транспортно-логистического центра «Пашковский» (площадью около 2600 га).
Территория хаба позволит открывать новые производства, торговые площади, формировать складские мощности, оказывать иные услуги по обеспечению бизнеса на этой территории (доставка, общепит, телекоммуникации, охрана). Кроме того, нужно позаботиться о туристах, экипажах самолетов, трансферных пассажирах и бизнес-путешественниках, приезжающих в город на пару дней. Для них будет построен современный отель на 150 мест. На сегодняшний день это обязательное условие для любого крупного аэропорта.
Все это позволит обеспечить эффективное использование территории вокруг хаба с учетом перспектив его развития до 2042 года без необходимости корректировки генерального плана города.
Модернизация аэропорта, конечно же, предусматривает увеличение штата сотрудников. Уже известно, сколько новых рабочих мест подарит городу новый аэровокзальный комплекс?
По оценкам экспертов, к 2023 году будет сформировано от трех до пяти тысяч рабочих мест. К 2042 году – до 45 000. Все это управленцы разного уровня, специалисты и рабочий персонал. Это новые рабочие места в первую очередь для жителей города и всей краснодарской агломерации.
- Руководителя во многом определяет отношение к нему подчинённых. Как бы вы описали взаимодействие кадров и руководства в международном аэропорту Краснодар?
- Я думаю, что за меня скажут результаты прошедшего года. То, что аэропорт обошелся без сокращений, сумел вполне спокойно пережить кризис и реализовать новые проекты, говорит о том, что взаимодействие между службами налажено на высочайшем уровне.
- В сфере деятельности аэропортов вы работаете практически 15 лет, достигли управляющей должности крупнейшего воздушного порта России. Расскажите, какие приоритеты в работе вы для себя отмечаете, что для вас является ключевым?
Для меня, как, наверное, для любого управляющего директора, ключевыми приоритетами остаются своевременная и бесперебойная работа аэропорта, быстрое и эффективное устранение чрезвычайных ситуаций и самое важное – обеспечение комфорта и безопасности пассажиров. Это ключевые моменты, благодаря которым наш аэропорт вот уже несколько лет входит в десятку лучших в России. На завершившейся в начале февраля международной выставке NAIS 2021 аэропорт был отмечен специальной премией VIII Национальной премии «Воздушные ворота России» в номинации «Лучший аэропорт: противостояние вызовам 2020». Мы продолжаем заботиться о наших сотрудниках, которые в трудные времена для всей отрасли обеспечили высокий уровень сервиса. Созданы все условия для безопасной трудовой деятельности – проведена вакцинация и тестирование на вирусы ключевого производственного персонала, рабочие места оборудованы рециркуляторами, сотрудники снабжаются достаточным количеством средств индивидуальной защиты. Все силы руководства направлены на создание комфортной и здоровой атмосферы в коллективе.