Найти тему
Матвей Дмитриев

Операция "Немыслимое". План нападения союзников на СССР в 1945 году.

В начале 1945 года уже никто не сомневался, что 3-му рейху скоро придет конец. Союзные войска постоянно продвигались в глубь обороны Германии, занимая все большие территории, постепенно продвигаясь к сердцу Германии — Берлину. Пора было бы союзникам радоваться, но вот только радость победы некоторых «союзников» была с завистью и горечью от побед великого русского народа.

Ситуация весной 1945 года

К апрелю 1945 года Красная Армия контролировала территории Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии и частично Чехословакии. 13-го апреля войска Красной Армии заняли Вену и начали готовиться к решающему броску на Берлин. В своих мемуарах Черчилль писал: «Уничтожение Германии повлекло за собой коренное изменение отношений между коммунистической Россией и западными демократиями. Они потеряли своего общего врага, война против которого была почти единственным звеном, связывавшим их союз. Отныне русский империализм и коммунистическая доктрина не видели и не ставили предела своему продвижению и стремлению к окончательному господству».

Кроме того, Черчилль отмечал, что Советский Союз стал для всего свободного демократического мира смертельной угрозой, способной занять всю Европу, от берегов Финляндии, до Греции, Великобритании, включая Турцию и страны ближнего африканского континента.

Наиболее болезненным вопросом в отношениях между Советским Союзом и тогда еще союзниками был вопрос Польши. Англо-американцы пытались всеми способами предотвратить создание коммунистического режима на территории Польши, отстаивая права базировавшегося в Лондоне правительства Польши в изгнании. В феврале на Ялтинской конференции между Сталиным и лидерами остальных стран был достигнут компромисс, по которому предполагалось создание временного правительства Польши на демократической основе с включением в их состав демократических деятелей Польши внутри страны и за ее пределами. Однако понимание англо-американцев и СССР в этом вопросе кардинально различались. Сталин выступал категорически против создания правительства Польши из числа тех, кто находился в изгнании в Лондоне. Он был согласен с тем, чтобы разбавить создаваемое правительство Польши в соотношении 4-х коммунистов против 1-го демократа из Лондона. Смерть Рузвельта в апреле 1945 года только обострила ситуацию, поскольку пришедший на его смену Гарри Трумэн занял крайне жесткую позицию.

Ситуацию в мае 1945 года резко обострил арест 16-ти высших деятелей лондонского правительства Польши в Москве, вызванных для переговоров. Позже в июне этого года в рамках процесса шестнадцати все они были осуждены и отправлены в лагеря.

В связи с этими событиями англо-американцы выпускают резкую ноту протеста, требуют немедленного освобождения членов лондонского правительства и создания нового временного правительства Польши на паритетных началах.

Чем это закончилось, все мы знаем. На некоторое время Польша стала коммунистической страной, а англо-американцы вынуждены были принять поражение. Однако, мало кто знает, что это поражение заставило бывших союзников по антигитлеровской коалиции начать прорабатывать план по нападению на СССР.

План «Немыслимое»

-2

Весной 1945 года Черчилль дает команду Объединенному штабу проработать вопрос военной кампании против СССР. Эта кампания получает имя «Немыслимое». Акция сразу получает одобрение Британии и США. По мнению Черчилля войска Польши выступят на стороне сил Британии и США. Определена дата объявления войны — 1 июля 1945 года.

План был готов к 22-му мая. План подразумевал нанесение двух ударов в направлении Польши в районах Цвиккау — Хемниц — Дрезден — Гёрлиц. Северный по оси Штеттин — Шнейдемюль — Быдгощ, и южный по оси Лейпциг — Коттбус — Познань и Бреслау. В наступательных операциях предполагалось задействовать 47 англо-американских дивизий против 170 дивизий СССР и его союзников.

По оценкам, проводимым Объединенным штабом англо-американского командования, сухопутные силы СССР и их союзников примерно в 1.5 — 2 раза превосходили силы Британии и США. На море силы СССР и их союзников оценивались как незначительные, и даже в случае отказа США воевать на море Британия вполне могла справиться своими силами. Кроме того, предполагалось, что на сторону англо-американцев встанет Германия. Что могло дать англо-американцам прибавку до 10-ти пехотных дивизий. На остальные страны в этом конфликте полагаться не стоило.

Существенным влиянием в случае проведения военной операции против СССР оказались бы следующие факторы:

— СССР лишился бы поддержки с поставками комплектующих для производства самолетов, что могло переломить ситуацию в воздухе с течением времени (по некоторым оценкам количество самолетов Британии и США было 14 тысяч против 16,5 у СССР и их союзников);

— В случае отказа в поставках алюминия в СССР производство самолетов будет сильно затруднено, что может сказаться в недостаточных поставках самолетов;

— СССР также сильно зависит от союзников в поставках авиационного горючего. В случае начала военного конфликта СССР едва ли сможет получать достаточное количество топлива для своих самолетов;

— СССР и его союзникам пришлось бы тратить огромные ресурсы на поддержание боеготовности армий, поскольку огромная протяженность дорог неизбежно сказалась бы на тыловом обеспечении и снабжении армий новым вооружением;

— железнодорожные пути будут являться единственным способом доставки ресурсов, а их огромная протяженность будет являться слабым и уязвимым местом для авиации англо-американцев;

—верфи в Ленинграде сильно повреждены, а на Черном море практически разрушены. Строительство новых кораблей и подводных лодок невозможно, а ремонт сильно затруднен.

Вот как высказывались британские аналитики о возможностях советских солдат в то время:

«В русской армии сложилось способное и опытное верховное главнокомандование. Это чрезвычайно стойкая в (бою) армия, на содержание и передислокацию которой уходит меньше средств, чем в любой из западных армий, и она использует дерзкую тактику, в значительной степени основанную на пренебрежении к по­терям при достижении поставленных целей. (Система) охраны и маскировки (русских) на всех уровнях отличается высоким уровнем. Оснащение (русской армии) на протяжении войны стремительно улучшалось и ныне является хорошим».

«Моральный настрой русских ВВС заслуживает высокой оценки. Русские летчики отличаются разумностью и действуют с неизменной компетентностью, иногда с блеском. Обладают обширным опытом ведения тактических операций малой дальности в поддержку армейских сил».

Премьер-министру от штаба Объединенных сил:

«В соответствии с Вашими инструкциями мы рассмотрели наши потенциальные возможности оказания давления на Россию путем угрозы или применения силы. И готовы обсудить их с Вами. Соотношение сил в случае вооруженного конфликта таково, что достигнуть быстрого успеха мы не сможем, и будем втянуты в длительную позиционную войну против превосходящих сил противника. Кроме того, если усталость и безразличие американцев в ходе конфликта оттянет их силы на сторону войны в Тихом океане, Британия может оказаться в очень плохом положении».

Черчилль — штабу Объединенных сил:

«Я прочитал замечания командующего относительно "Немыслимого", от 8-го июня, которые демонстрируют превосходство русских на суше два к одному. Если американцы отведут войска к их зоне и перебросят основную массу вооруженных сил в США и в Тихо­океанский регион, русские будут иметь возможность продви­нуться до Северного моря и Атлантики. Необходимо продумать четкий план того, как мы сможем защитить наш Остров, принимая во внимание, что Франция и Нидерланды будут не в состоянии противостоять русскому превосходству на море. Сохраняя кодовое название "Немыслимое", командование предполагает, что это всего лишь предварительный набросок того, что, я надеюсь, все еще чисто гипотетическая вероятность».

Итоги

Вся эта подготовка к началу Третьей мировой войны не осталась без внимания Москвы. Как писал позже профессор Эдинбургского университета Д. Эриксон, осведомленность Москвы в подготовке нового вооруженного конфликта помогает объяснить, почему Москва в июне 1945 года отдала приказ Жукову перегруппировать силы, укрепить оборону и детально изучить дислокацию войск западных союзников. Позже стало известно, что планы нападения были переданы в Москву Кембриджской пятеркой. Стороны англо-американцев в итоге отказались от этого плана и пришли к выводу, что в случае наступления Красной Армии в Европе силы англо-американских союзников не смогут их остановить.

Сейчас сложно сказать, какие бы были последствия в случае , если Великобритания и США всё же решили привести этот план в действие. Однако, наличие самого плана значительно ускорило приближение «Холодной» войны.