Ехал я тут третьего дня на машине и слушал радио. На дворе стояла пятница. И ведущий, на радостях от предстоящих выходных, поведал почтеннейшей публике о трех самых наикрутейших романтических комедиях в мире, годных на то, чтобы организовать на уикенде замечательнейший кинопросмотр, попутно присовокупив композиции из оригинальных саундтреков.
И на первом месте этого рейтинга по его словам оказалась картина «Когда Гарри встретил Салли»…
«О-па!» - подумал я. «А ведь я уже давно собирался эту киношку посмотреть! Да все никак руки не доходили!.. Вроде бы…» (Признаться честно, в тот момент я не был на сто процентов уверен – смотрел я уже этот фильм или нет…)
Сказано – сделано!
Наступили долгожданные выходные и мы, сообразив должным образом достойный пятничный ужин и присовокупив бутылочку отличнейшего американского (тематического – фильм-то все-таки американский!) красного вина, «включили кино». Сразу же пообещав себе, что, если окажется, что мы его уже видели, не тратить время и посмотреть что-нибудь другое. (Благо запасных вариантов было достаточно!)
И… с первых же кадров мы поняли две вещи: во-первых, что мы много раз собирались, но так ни разу и не посмотрели этот фильм (видать – не судьба была…); и во-вторых – что запасные варианты сегодня не понадобятся…
На момент начала просмотра, кроме названия, мы про этот фильм ничего не помнили… Но по ходу пьесы кое-что начало проясняться…
В главных ролях – Билли Кристал и Мэг Райан. Киноманы, относящие себя к старой, доброй «олд-скул», должны сразу понять – о ком речь!.. Ну а для тех, кто помоложе – милости просим в «Кинопоиск» или еще куда – знакомьтесь, не стесняйтесь! Звезд Голливуда надо знать!
А режиссер – некто Роб Райнер…
Вот тут мы и подходим, собственно, к теме нашей сегодняшней статьи…
Не ошибусь, если предположу, что немного кто из современных любителей американского кинематографа с ходу может вспомнить это имя. По крайней мере, я, если честно, до недавнего времени, едва ли смог бы его идентифицировать.
Как-то так уж получилось, что у всех на слуху другие имена. Стэнли Кубрика, Роберта Земекиса или Джеймса Кэмерона упоминают гораздо чаще. Да и сам я могу с ходу назвать пару десятков имен, но имя Роба Райнера до недавнего времени (если быть совсем точным – до этой пятницы) в сей список не входило…
А зря…
Это я понял, посмотрев сразу аж три (!!!) его фильма после просмотра «Когда Гарри встретил Салли». И отметив, что все они объединены одним общим настроением, посылом, смыслом и «красной нитью» - вкусом к жизни! Это фильмы об одном – о том, что надо видеть, понимать, чувствовать жизнь, ее вкус, цвет, запах, ее настроение, ее течение и тот самый «момент здесь и сейчас», о котором в той или иной степени все мы слышали, но мало кто понимает – о чем речь. Это кино о настоящем. О том, что происходит с нами, пока мы строим свои планы. О том, что «между строк». И о том, как надо жить, чтобы быть по-настоящему счастливым.
И наиболее интересным это становится, когда вспоминаешь, что автор – американец, человек формации пресловутой «американской мечты», режиссер, вроде бы взращенный на той самой «культуре успеха», которая уже набила всему миру оскомину толщиной в полкилометра! Парень, умудрившийся совместить несовместимое – реализовать эту самую «мечту», показывая ее несостоятельность!
Чем же наполнены его фильмы, что настолько «торкают», заставляя задуматься?
Они немного наивны, очень романтичны и в то же время жизненны. В них узнаешь себя и понимаешь, что «а ведь вот так оно и есть»! Забываешь, что тебе показывают Америку и сопереживаешь героям, хотя понимаешь, что все это – голимое «кино про любовь»! И все время улыбаешься, хотя ни разу не смешно! А после просмотра остается теплое и радостное чувство, и желание смотреть еще и еще – и ты ищешь новые фильмы этого парня и радуешься, что, оказывается, еще их не смотрел… почему-то…
Есть такое новомодное слово – «ламповый»… Что оно означает? Что фильм – уютный, тихий и атмосферный, совсем не блокбастер, а наоборот – такой фильм надо смотреть не спеша, с чувством, с толком, с расстановкой… В хорошей, очень хорошей компании… Среди своих… Потому что возникает полное ощущение, что и снимался он – для «своих»… А прочие – просто не поймут… Пожмут плечами… И пройдут мимо… И хорошо. Потому что это кино – не для них. Не для «прочих». Оно – для «своих»!..
Именно такое кино снимает Роб Райнер.
И понятно – почему его имени нет среди «самых-самых» Голливудских режиссеров. Его фильмы не могут быть «самыми кассовыми» или «самыми культовыми». Потому что. Они – другие. Теплые. Уютные. Добрые.
Ну как, скажите, такое кино могло бы стать блокбастером в Америке!? Шутите?!
Тем не менее – у него снимаются звезды (а некоторые, например Джон Кьюсак, получили известность, сыграв в его фильме одну из первых своих главных ролей). Он – известен (пусть и в узких кругах, но – все же!). Он – узнаваем (уверен, вы узнаете этого парня, ибо он и сам играет в кино и достаточно много!). В общем – «крепкий середнячок»!
Но – есть кое-что, отличающее его работы от прочих.
Они не просто какие-то там «культовые» картины, или «фильмы, которые «просто необходимо посмотреть, нравятся они тебе или нет».
Это фильмы, в которые запросто можно влюбиться…
Но это фильмы совершенно точно не для всех.
И не потому, что «арт-хаус».
А потому, что просто для «всех прочих» они «не о чем». Многие просто не поймут…
Понимаете – о чем я?..
Если «ДА», то, вполне возможно, этот режиссер с его фильмами тоже может вам понравится.
Если «НЕТ», то… вполне возможно, я ошибаюсь, и он вам все же понравится… а вдруг!?.
Если «смутно», то можно попробовать посмотреть – кто его знает!..
Но в любом случае, я рад, что мы «открыли» для себя этого парня с его историями – и, может быть, помогли с этим кому-то еще!
А кто еще из Голливудских (и не только) режиссеров, не входящих в «топ», по вашему мнению, достоин того, чтобы про него рассказать и поделиться своим открытием?
Пишите в комментариях, это будет очень интересно!