Внутренний туризм в России все больше входит в моду. Дошла очередь и до нашей глубинки - в марте Ульяновскую область посетила первая группа туристов из Москвы.
Примечательно, что эти восемь человек самых разных профессий собрались самостоятельно, а не в рамках какого-то организованного промо-тура, чтобы познакомиться с природой и старинными усадьбами региона. Единственное, что их объединяло, - все они никогда не были в Ульяновской области. Нам любопытно было узнать, как оценен туристический потенциал региона, что гостям понравилось, а что нет.
После четырехдневного путешествия отмечено три ульяновских объекта абсолютно федерального уровня.
Шедевральная усадьба в Кезьмино, которая потрясла состоянием и отсутствием новодельной реставрации. Такого качества усадеб в России сохранилось крайне мало, и, несмотря на довольно небольшие габариты, это уровень зодчества, сравнимый с лучшими образцами.
Село Пятино и храм Живоначальной Троицы. История про поручика Анненского и его жену Полину Гебль хорошо известна во всем мире и служит лучшей рекламой.
И, наконец, Никольская гора, ставшая настоящим открытием для гостей, при том что изначально ее в планах не было.
Разумеется, этими тремя объектами восторги не ограничились. Восхитила москвичей архитектура Карсуна, очень понравился поселок Измайлово в Барышском районе как образец первых моногородков России, Прислониха как памятное место художника Пластова, усадьба Бутурлина в Лаве.
К сожалению, запланированное не удалось увидеть из-за снежных заносов или пандемии. Так, невозможно было проехать на руины усадьбы Огарева в Проломихе, которая, оказывается, осталась единственным сохранившимся в России местом, связанным с этим писателем и революционером.
Усадьба в селе Новый Дол очень понравилась внешне, впрочем, как и история этих мест, но из-за пандемии пришлось любоваться ею лишь издали. Также не получилось побродить и по руинам усадеб Аннекова и Бутурлина, сходить на кладбище к Пластову - все это было под огромными, непроходимыми сугробами.
Теперь перейдем тому, что гостей не удовлетворило.
Проблема, собственно, одна. Отсутствие инфраструктуры. Во-первых, безумная нехватка туалетов. Даже не автозаправках в них не пускают - все синхронно перемерзли. Но даже там, где туалеты были, приходилось стоять в очереди, тем более что неизвестно, где следующий…
Еще вопрос - питание. Множество кафе в области закрылось из-за кризиса, а те, что работали, были либо крайне непрезентабельны, либо арендованы под корпоративы в честь 8 Марта. Надо признать, что само питание, при его обнаружении, было на высоте, но стороннему путешественнику, не имеющему опыта и связей в области, найти эти места и поесть - нереально.
Ну и, конечно же, дороги. Их зимнее качество и так-то не восхищает, а уж если свернуть чуть в сторону - просто тушите свет.
Проблемы и с самым туристически насущным. С экскурсоводами. Для каких-то более-менее серьезных масштабов их просто нет. Впрочем, как выяснялось, этим страдает больше трети регионов России.
Перейдем к областному центру. Первое, что восхитило гостей, -старинная архитектура. Особенно зодчество Ливчака. По их словам, такой концентрации сохранившихся зданий начала XX века в России почти нет.
Понравился и советский модерн, и маленькие музеи родины Ленина. (Хотя сам Ленин не особо интересовал.) Но даже в Ульяновске ребята неприятно удивились плохой очистке дорог, слабой логистикой, невнятной сувенирной продукцией и полным отсутствием аутентичной кухни.
Что имеем. Туристический потенциал у нашего региона есть, причем неплохой. Почти все из этой восьмерки не прочь продолжить знакомство с областью. Знаменитые пионы, Ундоры, Сура и многое другое были недоступны исключительно по календарным причинам. Столичный оператор, организовавший тур, решил продвигать его и дальше, благо он получился насыщенным и познавательным. Некоторые шероховатости первого выезда, безусловно, можно исправить. Нам же надо помнить, что гости жили в местных гостиницах, питались в местных кафе и ресторанах, нанимали местных экскурсоводов и транспорт, скупили имеющуюся сувенирку, оплатили посещение множества музеев. Первая группа не была большой, но она показала вживую, что может дать экономике региона правильно выстроенная система туризма. И чем больше мы будем работать и меньше говорить, тем больше шансов сделать нашу область востребованной для отечественного туриста.
Дмитрий ИЛЮШИН,
Фото Дмитрия ИЛЮШИНА