Найти тему

Почему скважинные насосы нельзя покупать с "запасом"

Всем привет!

Я занимаюсь не только ремонтом, но и продажей насосного оборудования. Ко мне часто приходят клиенты за скважинными насосами без паспорта на скважину. "Давай помощней, с "запасом", хуже не будет!"

Будет, ребята, ой как будет... Многие вообще не понимают принцип подбора скважинного насоса. Что с ним происходит при работе по сухому ходу или при "выбеге" из графика.

Кому неинтересно, можете сразу закрыть статью. Кому интересно, запаситесь терпением - букв будет много...

У любого насоса существуют напорно- расходные характеристики. Обычно они представляются в виде графика.

 График насоса SQ 2-35 Grundfos
График насоса SQ 2-35 Grundfos

На графике представлены высота подъёма в метрах и расход в мкуб/час.
1 кубический метр воды = 1 000 л. 10 метров вертикального подъёма = 1 атмосфера.

Существует такое понятие, как "рабочая точка". Это точка, при которой насос обеспечивает определённый расход при определённом же напоре.

Чем выше высота подъёма, тем меньше расход.

Напор 42 метра, расход 0,8 куба.
Напор 42 метра, расход 0,8 куба.

И чем больше расход, тем меньше напор.

Напор 25 метров, расход 2,7 куба
Напор 25 метров, расход 2,7 куба

"Рабочая точка" всегда движется по линии графика и всегда должна находиться на ней. Стоит помнить, что примерно на середине графика находится точка максимального КПД насоса, то есть идеальные для него условия работы.

При подборе насоса определяется "рабочая точка" в зависимости от параметров скважины и требуемых характеристик водоснабжения дома. Именно поэтому моделей насосов в линейке производителя не 1-2, а гораздо больше.

Как изменяется напор при изменении расхода.

Категорически запрещено покупать насосы с "запасом"!

Сейчас, когда Вы поняли принцип подбора насоса, мы разберём, что происходит, когда расчёт выполнен неверно.

  1. Насос приобретен с запасом по напору. Насос упирается в то, что реальный напор превышает требуемый и "рабочая точка" начинает убегать в увеличенный расход, "выбегает" за график - и насос сгорает. На языке специалистов : "завалился вправо".
  2. Запас по расходу. Насос упирается в то, что точки водоразбора физически не могут обеспечить больший расход и "рабочая точка" начинает убегать в увеличенный напор, "выбегает" за график - и насос сгорает. На языке специалистов : "завалился влево".

Ещё одна большая проблема, когда насос размерен по напору и не размерен по дебиту скважины. Расход насоса подбирается на 20% меньше дебита скважины. Иначе он "поймает" "сухой ход". А это, без защиты от него, страшная штука. Сначала рабочие колеса сплавляются с картриджами, потом заклинивает вал. Если двигатель не сгорел, то ничего страшного: меняем гидравлическую часть и пользуемся насосом дальше.

"А как сгорит двигатель, если он в воде? Ничего ему не будет!"

Так вот, ещё как будет.

Хотя многие производители ( да что многие, подавляющее большинство) делают гидравлическую часть сверху, всасывающую посередине, а двигатель- снизу и потом кричат, мол, вот мы какие продуманные, умалчивают, что двигатель- то маслонаполненный.

Что это означает? Двигатель отделен от воды. Но при этом ему нужно смазывать подшипники. Масло - диэлектрик, отлично подходит. Так вот, двигатель с маслом отделён от воды резиновой мембраной, которую фиксирует снизу заглушка с отверстиями и стопор. Образуется некая водная камера и при расширении мембраны во время нагрева двигателя вода выдавливается через отверстия в скважину. И когда двигатель остывает, вода опять заполняет камеру. Этакий демпфер.

Когда насос работает в обычном режиме, в вертикальном положении, то двигатель охлаждается не окружающей его водой, а омывающей! Это важно. Например, тот же Грундфос при горизонтальном положении насоса, рекомендует ставить дополнительный кожух.

Выдержка из инструкции
Выдержка из инструкции

Когда уровень воды падает ниже точки забора, двигатель начинает греться. Очень сильно греться. И вода вокруг него. Масло расширяется всё сильнее, под его давлением и воздействием температуры от корпуса, мембрана деформируется и вода из камеры, а потом и скважины попадает в двигатель.

Всё. Насосу уже ничто не поможет.

Листайте фото вправо.

Всегда требуйте паспорт с буровиков, храните его как личный документ и никогда не занимайтесь выбором насоса самостоятельно. Для этого существуют специально обученные люди.

Всем пока!

Ещё больше статей про насосы