Всем привет!
Я занимаюсь не только ремонтом, но и продажей насосного оборудования. Ко мне часто приходят клиенты за скважинными насосами без паспорта на скважину. "Давай помощней, с "запасом", хуже не будет!"
Будет, ребята, ой как будет... Многие вообще не понимают принцип подбора скважинного насоса. Что с ним происходит при работе по сухому ходу или при "выбеге" из графика.
Кому неинтересно, можете сразу закрыть статью. Кому интересно, запаситесь терпением - букв будет много...
У любого насоса существуют напорно- расходные характеристики. Обычно они представляются в виде графика.
На графике представлены высота подъёма в метрах и расход в мкуб/час.
1 кубический метр воды = 1 000 л. 10 метров вертикального подъёма = 1 атмосфера.
Существует такое понятие, как "рабочая точка". Это точка, при которой насос обеспечивает определённый расход при определённом же напоре.
Чем выше высота подъёма, тем меньше расход.
И чем больше расход, тем меньше напор.
"Рабочая точка" всегда движется по линии графика и всегда должна находиться на ней. Стоит помнить, что примерно на середине графика находится точка максимального КПД насоса, то есть идеальные для него условия работы.
При подборе насоса определяется "рабочая точка" в зависимости от параметров скважины и требуемых характеристик водоснабжения дома. Именно поэтому моделей насосов в линейке производителя не 1-2, а гораздо больше.
Как изменяется напор при изменении расхода.
Категорически запрещено покупать насосы с "запасом"!
Сейчас, когда Вы поняли принцип подбора насоса, мы разберём, что происходит, когда расчёт выполнен неверно.
- Насос приобретен с запасом по напору. Насос упирается в то, что реальный напор превышает требуемый и "рабочая точка" начинает убегать в увеличенный расход, "выбегает" за график - и насос сгорает. На языке специалистов : "завалился вправо".
- Запас по расходу. Насос упирается в то, что точки водоразбора физически не могут обеспечить больший расход и "рабочая точка" начинает убегать в увеличенный напор, "выбегает" за график - и насос сгорает. На языке специалистов : "завалился влево".
Ещё одна большая проблема, когда насос размерен по напору и не размерен по дебиту скважины. Расход насоса подбирается на 20% меньше дебита скважины. Иначе он "поймает" "сухой ход". А это, без защиты от него, страшная штука. Сначала рабочие колеса сплавляются с картриджами, потом заклинивает вал. Если двигатель не сгорел, то ничего страшного: меняем гидравлическую часть и пользуемся насосом дальше.
"А как сгорит двигатель, если он в воде? Ничего ему не будет!"
Так вот, ещё как будет.
Хотя многие производители ( да что многие, подавляющее большинство) делают гидравлическую часть сверху, всасывающую посередине, а двигатель- снизу и потом кричат, мол, вот мы какие продуманные, умалчивают, что двигатель- то маслонаполненный.
Что это означает? Двигатель отделен от воды. Но при этом ему нужно смазывать подшипники. Масло - диэлектрик, отлично подходит. Так вот, двигатель с маслом отделён от воды резиновой мембраной, которую фиксирует снизу заглушка с отверстиями и стопор. Образуется некая водная камера и при расширении мембраны во время нагрева двигателя вода выдавливается через отверстия в скважину. И когда двигатель остывает, вода опять заполняет камеру. Этакий демпфер.
Когда насос работает в обычном режиме, в вертикальном положении, то двигатель охлаждается не окружающей его водой, а омывающей! Это важно. Например, тот же Грундфос при горизонтальном положении насоса, рекомендует ставить дополнительный кожух.
Когда уровень воды падает ниже точки забора, двигатель начинает греться. Очень сильно греться. И вода вокруг него. Масло расширяется всё сильнее, под его давлением и воздействием температуры от корпуса, мембрана деформируется и вода из камеры, а потом и скважины попадает в двигатель.
Всё. Насосу уже ничто не поможет.
Листайте фото вправо.
Всегда требуйте паспорт с буровиков, храните его как личный документ и никогда не занимайтесь выбором насоса самостоятельно. Для этого существуют специально обученные люди.
Всем пока!
Ещё больше статей про насосы