Найти тему
vbanke

Уровень доверия к банкам приблизится к нулю

Время прочтения - 2 минуты. Уже 5 год подряд мы видим снижение уровня доверия клиентов банков, рассчитываемый по индексу NPS. Сейчас он оказался на минимуме - сторонников своего основного банка среди опрашиваемых оказалось лишь на 1.3% больше, чем критиков. В то же время индекс доверия к банкам в других странах находится на отметке около 30%. Подробнее об самом индексе можно узнать на сайте НАФИ, а мы разберемся с вами почему доверие к банкам оказалось на столь низком уровне.

Рисунок 1. Насколько клиенты лояльны банкам % - РБК. Если в 2019 критиками в основном становились нейтралы, то в 2020 в связи с нижеперечисленными причинами большой процент сторонников стало критиками.
Рисунок 1. Насколько клиенты лояльны банкам % - РБК. Если в 2019 критиками в основном становились нейтралы, то в 2020 в связи с нижеперечисленными причинами большой процент сторонников стало критиками.

Практически каждый знаком с извечными проблемами банка: навязчивая реклама, скрытие реальных условий предоставления услуг, введение клиентов в заблуждение. Так, менеджеры банков нацелены на клиентов с низкой финансовой грамотностью (чаще всего жертвами становятся несчастные бабушки и дедушки) с целью, например, заманить этого клиента вложить деньги в высокодоходный финансовый инструмент, "забыв" упомянуть об высоких рисках потерять деньги. Однако эти проблемы существовали всегда. Что изменилось?

В первую очередь, финансовая грамотность заметно улучшилась в последнее время - клиенты стали больше читать о банках и об их продуктах в интернете, сравнивать условия и тарифы, делиться отзывами. Если раньше все подозревали, что банки могут обманывать, то сейчас мы не только точно знаем, что они это делают, но и как. Однако стоит учитывать, что клиенты обычно лучше знают свой банк и его недостатки, а остальные банки и их недостатки более поверхностно, в связи с чем и может быть связан рост желающих сменить свой основной банк.

Рисунок 2. Уровень NPS среди пользователей различных банковских услуг, п.. Такое соотношение не удивительно, так как кредиты известны большим количеством махинаций со стороны банков, а вклады по своей природе менее проблемные
Рисунок 2. Уровень NPS среди пользователей различных банковских услуг, п.. Такое соотношение не удивительно, так как кредиты известны большим количеством махинаций со стороны банков, а вклады по своей природе менее проблемные

Во вторых, с уменьшением ключевой ставки уменьшилась доходность по депозитам, а вместе с этим условия лояльности и кэшбэка. В тоже время в период пандемии увеличилось доверие к другим финансовым инструментам. В связи с этим был замечен массовый отток средств физ. лиц из депозитов в другие финансовые инструменты. Клиенты могут продолжить пользоваться банком для получения и хранения зарплат, но ценить они его стали меньше.

В третьих, в период пандемии было замечено значительное падение уровня доходов населения. Это вылилось в проблемы с выплатой кредитов. А поскольку банки выведены из-под действия 230-ФЗ (о защите прав должника при возврате просроченной задолженности.), службы взыскания некоторых банков позволили себе применять любые методы "выбивания" долга. Также был замечен рост критики навязывания дополнительных платных услуг - клиенты стали более осторожными из-за низких доходов.

Рисунок 3. Уровень NPS в различных социально-демографических группах клиентов. Кажется парадоксальным, что самые молодые больше всего доверяют банкам. Кроме возможной "наивности" молодых клиентов, это можно связать с появлением образовательных кредитов, спонсируемых государством, для студентов по очень выгодным условиям.
Рисунок 3. Уровень NPS в различных социально-демографических группах клиентов. Кажется парадоксальным, что самые молодые больше всего доверяют банкам. Кроме возможной "наивности" молодых клиентов, это можно связать с появлением образовательных кредитов, спонсируемых государством, для студентов по очень выгодным условиям.

В четвертых, в период пандемии вместе с банкротством компаний ожидались банкротство банков. Не вызывает доверия и размер фонда страхования вкладов - 50 миллиардов, которых не хватит на покрытие вкладов обанкротившегося крупного банка. Хоть в реальности крупных банкротств среди банков замечено не было, недоверие клиентов сохранилось.

Для банков такая ситуация не стала сюрпризом - они уже давно начали распределение своих активов по всем сферам потребительского сектора, формируя так называемые "экосистемы" (о которых вы можете прочитать в моей прошлой статье), избавляя себя от возможных рисков сокращения банковского сектора. В новом исследовании от НАФИ мы сможем увидеть как рост доверия, в связи с приближающимся окончанием экономической рецессии из-за пандемии, так или же ещё большее падение по обозначенным выше причинам.