Найти в Дзене
Михаил Готовцев

Прокрастинация. Как перестать откладывать дела на потом?

Каждый хотя бы раз сталкивался с явлением в жизни, когда приходилось откладывать решение различных повседневных и рабочих задач на потом, а вместо этого заниматься совершенно ненужными вещами. И название данному состоянию – прокрастинация.

Что же в ней плохого? Да, иногда полезно позволять себе ничего не делать, отложить выполнение важного отчёта и позалипать на смешные ролики в социальных сетях. Это полезно, если не систематично. Повторение «приступов» прокрастинации может привести к серьезным психологическим проблемам. Так что, если вы постоянно ищете оправдания, чтобы не выполнять ту или иную работу, откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня – это повод обратиться к психологу.

-2

А какие вообще причины её появления?

- Ваши навыки планирования находятся на низком уровне

- Не умеете принимать решения

- Отсутствует внутренняя мотивация для выполнения важных дел

- Вы реально не осознаете негативных последствий, к которым может
привести ваша привычка откладывать дела

- Всегда уверены, что в последний момент успеете доделать работу, потому что это уже случалось с вами ранее

- Вы перфекционист и боитесь не довести дело до идеала, поэтому не беретесь за него, если не уверены, что сможете именно сейчас

Интересно, что понятие «прокрастинация» - не синоним слову «лень». Прокрастинация – это состояние, когда вы не работаете, но и не отдыхаете, заполняете свое свободное время чем угодно, только не выполнением приоритетных задач.

-3

С этим разобрались. Теперь нужно понять, что делать, чтобы подобного рода привычка «откладывать» не стала нашей верной спутницей по жизни. К черту такие отношения, они токсичные и никогда не принесут положительного эффекта.

Специалисты предлагают
несколько способов:

1. Упрощение поставленной цели
Говорите себе «Сегодня вечером я прочитаю пару страниц учебника», вместо «Сегодня вечером мне нужно изучить тему периодических изменений физических величин». Согласитесь, первое звучит гораздо проще, чем второе, и нашему мозгу будет легче взяться за задание с более простой формулировкой.

2. Обратное планирование
Составляйте свой график таким образом, чтобы любимые занятия стояли на первом месте и в середине разбавлялись менее приятными, но обязательными. Тогда вам будет легче браться за что-то серьезное, если в конце и в начале ожидают хорошие впечатления.

-4

3. Устранение раздражителей
Если уверены, что во время выполнения работы будете отвлекаться на уведомления из соц.сетей, заранее отключите звук или закройте все ненужные вкладки на компьютере. Так будет легче сосредоточиться и выполнить задание быстрее, чтобы в скором времени ответить на все входящие сообщения.

4. Совмещение приятного с полезным
Тяжело взяться за работу, когда не видишь в ней ничего положительного и нацелен только на результат. От процесса тоже важно получать что-то полезное, приучите себя извлекать что-то из каждой деятельности. Например, уборку разбавляйте спортивными упражнениями, если любите прокачать своё тело.

5. Ответственность за сказанное
Делитесь со знакомыми своими планами, говорите вслух о том, что предстоит сделать. Таким образом, вы будете чувствовать ответственность за слова не только перед собой, но и перед другими, и выполнение важных дел в срок станет обязательным условием жизни.

-5


Не обвиняйте себя. Если удалось обнаружить проблему – это уже успех, осталось только её решить, запишите работу над состоянием прокрастинации в свой график, а если его до сих пор нет – составьте.

И помните, что не бывает людей, которые всегда в срок выполняют свою работу, при этом не совершая ошибок и не выпадая из графика.
Заботьтесь о своём физическом и психологическом состоянии!