На третьем курсе университета я впал в какое-то непонятное состояние. Осознал, что уже неплохо говорю по-немецки, изучаю всё это, засыпаю в словарях и тетрадках, а что дальше..? Поехать в Германию я не мог по ряду причин. Возник ожидаемый и вполне логичный вопрос "зачем"? Только в более грубой форме, конечно. Грустно же было. Мысли донимали, вопросов становилось больше, а ответы не приходили. В тот раз спасло только осознание того, что на этот неплохой немецкий было потрачено два года немыслимой работы. Не бросать же теперь всё это. Потом открыл для себя таких великих мужей, как Томас Манн и его братец Генрих, Гюнтер Грасс и Макс Фриш. Жить стало интереснее. Не то чтобы это существенно укрепило мотивацию, но очень хорошо притупило чувство безысходности.
Давайте посмотрим на другие примеры того, как можно всё починить:
1. Перво-наперво можно/нужно обратить весь процесс изучения языка в то, что вам нравится. Пару лет назад у меня в группе училась девочка, которая на каждое занятие приходила с таким выражением лица, что я, записывая очередную важную информацию на доске, невольно, мелкими шажками пытался отойти правее, чтобы за этой доской спрятаться. Начальство заставило учить английский. А однажды я пришёл на урок и понял, что она единственная, кто в тот день дошёл до переговорки. Хоть сквозь землю проваливайся. Урока не состоялось, мы полтора часа выясняли, как вообще жить, когда всё бесит и не получается. В ходе беседы выяснилось, что девочка в качестве хобби рисует комиксы и дарит их детям своих друзей и детям друзей друзей. Мы решили, что ей жизненно необходимо заполнять облака с репликами героев на английском. Себе поможет, и детям. Она отнеслась к этой идее с приличной долей скептицизма, но всё же понемногу начала реализовывать идею. Успехов и радости было много, ошибок и исправлений тоже, всего не перечислишь. В общем, всё сложилось куда лучше, чем мы оба ожидали.
Аналогичные истории произошли с музыкой и сочинением небольших рассказов.
2. Нужно хорошо понимать, сколько сил и времени вы можете тратить на занятия. Может быть проблема такого серьёзного снижения мотивации кроется не столько в непонятности и сложности языка, сколько в неверном распределении сил и времени? Порывы к изучению языка из разряда "психанул" не всегда обеспечат успех. Большие нагрузки запросто могут демотивировать. Особенно, если до этой нагрузки был восьмичасовой рабочий день, потом детей из школы забрать, ужин приготовить и так далее по списку. Почему не распределить нагрузку так, чтобы по 10-15 минут заниматься 5 раз в день вместо трёхчасового просиживания с книжкой и тетрадкой? Если появилось несколько свободных минут, то можно сделать небольшой шаг вперёд, например, пробежаться по заголовкам статей или пройти урок в Duolingo и в куче других приложений. Многие скажут, что это ерунда, что времени не будет. Но время всегда есть. Поразительно, но на переписку и прокручивание ленты ФБ время есть почти у всех :) Одна моя университетская преподавательница однажды ответила на моё "времени не было" так - никогда у вас не будет времени, если вы не перестанете говорить, что у вас нет времени.
3. Можно завести интересные знакомства, которые помогут вам понять, что учёба проходит не зря. Я говорю не только про иностранцев, но и русскоговорящих, в жизни которых изучаемый язык присутствует в приличных объёмах. Во Вьетнаме познакомился с одной дамой, которая нечаянно выучила китайский, после того, как он ломал ей жизнь в течение долгих лет учёбы в школе и университете. Ну, не то чтобы выучила, но вполне сносно на нём говорила. Рассказала, что многие из её друзей так или иначе имели отношение к Китаю или к языку - одна подруга его преподавала в университете, друг работал в китайской фирме, а ещё одна подруга вышла замуж за китайца. Хочешь не хочешь, а заговоришь тут, если все встречи и дружеские посиделки просто обрастают китайскими шутками. Мадам вскоре начала наезжать в Шанхай на всякие курсы и просто так, с народом поболтать.
4. А такие знакомства можно завести, например, в языковых клубах, которые подстраиваются под стандартный график работы и ждут вас в конце рабочего дня. Нет времени? Время есть :) К тому же в таких клубах вас не мучают грамматикой и не задают домашку.
5. Ну и напоследок. Очень часто мотивация падает через несколько месяцев после начала учёбы. И зачастую это связано с тем, что вы подошли к какому-то месту в этом языке, которое является своего рода барьером, стеной, через которую никак не перелезть. Например, многие бегиннеры, которые до курса имели очень смутное представление об английском языке, по старой памяти боятся чудовищной системы английских времён. И вот вроде изучили Present Simple, а ведь не всё им выразишь, нужен бы ещё Continuous и Perfect. Чёрт ногу сломит. Нужно понимать, что трёх-четырёх практических уроков на усвоение грамматических тем всё же маловато, нужно побольше. Но у некоторых иссякает терпение, они всё забрасывают и после шестимесячной паузы начинают всё снова. А за полгода уже и Present Simple основательно забылся. И это создаёт какой-то жуткий барьер, которого все страшно боятся и очень неуверенно к нему шагают. Для изучающих немецкий язык - это падежи, артикли и род существительных. Иной раз тратим по месяцу, чтобы понять работу четырёх падежей, работаем с простыми словосочетаниями. Как говорит один мой студент - сначала играем в теннис со стенкой, а потом можно и на корт. Ну и все мои бесчисленные попытки подступиться к французскому языку вдребезги разбивались об орфографию, пока в очередной раз я не заставил себя немного поднажать и налечь на письмо и чтение. Барьер пройден. Не нужно бояться таких вещей и игнорировать моменты, которые вызывают вопросы. Тем более на начальных уровнях, где мы закладываем фундамент того, что запросто может стать уровнем С.
Всем удачи, веселья и мотиваций!
Алексей Федотенков, преподаватель компании АКЦЕНТ
Корпоративный английский для сотрудников компаний.