Найти тему
Robinson

Как русский пенсионер построил яхту у себя на балконе и в одиночку совершил два кругосветных плавания. История Евгения Гвоздева

Есть люди, о которых просто необходимо хотя бы иногда вспоминать. Их жизнь и судьба столь необыкновенны, что хочется о них рассказать как можно большему количеству людей. И эта история о человеке, который не просто любил море. Он просто жил мыслями о море и путешествиях. Он был настолько погружён в исполнение своей мечты, что построил на своём балконе яхту и отправился на ней в кругосветное путешествие.

Жил в Махачкале небогатый пенсионер, которого всё любили, называя народным адмиралом или просто дедушкой. Имя этого человек Евгений Александрович Гвоздёв.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Да, это он, без денег, в преклонные годы, осуществил мечту всей своей жизни. При ограниченном количестве денег, небогатом опыте яхтсмена, без иностранных разрешений, информационного шума, без крутых спонсоров, Евгений Александрович совершил несколько кругосветных путешествий.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Почему о нём так мало известно? Почему только яхтсмены с любовью и восторгом могут рассказать об этом человеке? А ведь Гвоздёв заслуживает народного признания!

Как у человека, который родился «в пинских белорусских болотах», могла поселиться в голове мечта о путешествиях? Генетики поспешат нас уверить, что в ДНК людей, которым не сидится на одном месте, есть «ген Колумба». Евгений знал: он «заразился» странствиями от книг.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Родился будущий мореплаватель в городе Пинске,11 марта 1934 года. Папа был арестован в 37-м, а мама погибла под бомбёжками. Как и многие дети войны, был предоставлен сам себе, хотя его и взяла на воспитание тётя.

С 15 лет оказался в Дагестане, где отучился в Астраханской мореходке. Евгений Александрович 35 лет работал на рыболовецких судах механиком. А жил со своей семьёй в Махачкале.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Свои путешествия он осуществил уже будучи на пенсии. В первое кругосветное плавание Евгений вышел в возрасте 58 лет, во второе, когда исполнилось 65, в третье - в 74 года.

До кругосветного плавания механик самостоятельно тренировался на Каспийском море, всем известным своей коварностью и непредсказуемостью. Когда были отпуска, он десятки раз проплывал море вдоль и поперёк на своих маленьких судёнышках.

«Гетан» первое судно Евгения Гвоздева
«Гетан» первое судно Евгения Гвоздева

А откуда могут взяться деньги у обычного электромеханика на строительство хорошей яхты? Средств не было, зато были золотые руки и светлая голова.

Яхты Евгений строил из спасательных гребных шлюпок. В поисках необходимых материалов часто наведывался и на свалку. Он сам был и такелажником, и маляром, и плотником.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Гвоздёв всегда со смехом вспоминал: «Я владелец единственного в мире балкона, с которого яхты отправляются в одиночное кругосветное плавание».

Первый парусник с названием «Гетан», от первых букв фамилии и имён членов семьи, выгнали из порта Махачкалы. А через время на пляже его сожгли. Но, Евгений не расстроился, а стал хитрее, и с тех пор местом стоянки его яхт был собственный балкон.

«Гетан» первая яхта Евгения Гвоздева
«Гетан» первая яхта Евгения Гвоздева

Именно на «Гетане» он тренировался на Каспийском море. Отрабатывал на месте различные ситуации: что делать, когда шторм, как его переждать на якоре. Как попасть на судно, если выпал за борт. Евгений не был авантюристом. Он был не из тех, кто шёл в океан без подготовки.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Каждую мелочь он дотошно проверял, составляя списки груза и снаряжения. А ведь такого набиралось ни мало, ни много, а больше 700 наименований! Также Евгений периодически протирал для дезинфекции всю яхту раствором спирта или марганцовки.

В начале каждого путешествия во время сна его ноги торчали из каюты: на крошечных судёнышках ему просто было мало места. Да и весил Евгений 85 кг при росте 181 см.

«Саид» - яхта, которую Евгений Гвоздем построил у себя на балконе
«Саид» - яхта, которую Евгений Гвоздем построил у себя на балконе

В те годы он только мечтал о кругосветном плавании. Ведь советские власти не выдавали разрешение на выезд, боясь, что мореплаватель сбежит за границу. Разрешения пришлось добиваться и ждать 15 лет!

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Парусное судно для первого кругосветного путешествия Евгений увидел в «Поле чудес». Эта красавица была суперпризом в игре. И он загорелся: именно такая и нужна! Евгений Александрович предложил себя заводу-изготовителю в качестве гонщика-испытателя яхты. Так и появилась у него «Лена».

«Лена» - яхта, которую завод изготовитель предоставил на время Евгению Гвоздеву
«Лена» - яхта, которую завод изготовитель предоставил на время Евгению Гвоздеву

Все документальные проволочки позволили выйти в кругосветное плавание из Новороссийска лишь 14 декабря. Из денег у него было только 200 долларов.

Мотор пришлось из-за тяжести оставить в яхт-клубе. Он сломал мачту, когда под Анапой попал в шторм. Навигатора не было! Ведь даже на бумажные карты на всё путешествие не хватило денег.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Но, отступать Евгений не стал: «Поверьте, что перейти океан не так уж и трудно, но вынести то, что вытерпел я на пути к океану, далеко не каждый сможет».

Из Стамбула Евгений Александрович прислал телеграмму, что берёт на себя всю ответственность и плывёт дальше. Что ему пришлось пережить в пути? Практически голод: трёхмесячный запас еды он растянул на 8 месяцев.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Он пересёк на своём маленьком судёнышке Панамский канал, Тихий океан, Таити, Новую Каледонию, Индийский океан, Сейшелы...

Маршрут кругосветного плавания Евгения Гвоздева
Маршрут кругосветного плавания Евгения Гвоздева

Страшно было, когда его захватили сомалийские пираты и отобрали все припасы. От смерти его спасла русская речь. И полное спокойствие.

Сомалийские пираты (Фото носит иллюстративный характер)
Сомалийские пираты (Фото носит иллюстративный характер)

А потом Красное море, Суэцкий канал, Стамбул, Черное море, Севастополь. Так Евгений в 62 года завершил свое первое одиночное кругосветное плавание. Встретившие его дома друзья были поражены: выглядел мореплаватель куда лучше, чем перед началом путешествия! А яхту «Лена» он сдал назад её владельцам.

 Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

И снова пенсия. Диван — телевизор, политические новости — футбол. Это всё быстро надоело. И Евгений решил отправиться в следующее плавание. На это раз ему предложили роскошную, 7-метровую канадскую красавицу.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Но! Стартовать нужно было в Канаде, и плыть под флагом этой страны. Недолго думая, Гвоздёв отказывается. Он не хотел стать изменником самому себе и своему принципу. Он хотел стартовать с российской территории и под её флагом. Это был не принцип, это была мечта.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Хорошо, что и в Дагестане нашлись спонсоры. Им стал глава администрации Махачкалы Саид Амиров. Эту яхту Гвоздёв мастерил на балконе у себя дома, и назвал её «Саид».

Евгений Гвоздев построил у себя на балконе яхту «Саид»
Евгений Гвоздев построил у себя на балконе яхту «Саид»

Когда яхта была готова, её помогли спустить с балкона и 17 мая 1999 года он отправился во второе кругосветное плавание, которое продлилось 4 года.

Яхту «Саид» спускают с балкона Евгения Гвоздева
Яхту «Саид» спускают с балкона Евгения Гвоздева

Снова Черное море, Средиземное, Канары, Атлантический океан... В Гибралтаре яхтсмены-англичане подарили мореплавателю GPS.

Посмотрите небольшой видеоролик об это великом путешественнике Евгении Александровиче Гвоздеве:

Далее была Бразилия, Аргентина, Магелланов пролив. Яхта «Саид» стала самой миниатюрной из суден, когда-либо проплывавших через этот опасный пролив между Южной Америкой и Огненной Землей.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Питался было рассчитано на один доллар в день: «Денег у меня не было, продуктов не было - но ведь у всех пенсионеров условия были не сахар. Для меня самое главное было, добраться до Стамбула, а там и до Канады рукой подать».

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

А то, что судно не было предназначено для океанских плаваний, у Евгения был свой ответ: «Ну, вы же всегда можете сказать, что выходите из Новороссийска в Керчь! А ведь в Керчь можно пойти и по прямой, и через Магелланов пролив. Это уж дело капитана».

Вот так и плавал этот капитан из Махачкалы и обратно через пролив Магеллана.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Евгений Александрович был ещё и преподавателем в детском морском клубе. Вместе с детьми строил яхты в подвале школы. И даже вырастил 4-ох капитанов дальнего плавания. А в 70 лет овладел Интернетом и с удовольствием на форуме «Катера и яхты» общался с такими же любителями моря, как сам.

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

После второй кругосветки, когда путешественнику стукнуло 74 года, он снова засобирался в море. Это из воспоминаний его внучки, Ирины Гвоздёвой: «Во время плаваний дедушка подвергал себя тяжелым физическим и душевным испытаниям, всегда на грани человеческих возможностей. На суше он отдыхал, восстанавливал силы. Но в периоды отдыха он начинал чувствовать себя "старым", напоминали о себе болезни и недуги, окружали бытовые проблемы, бюрократия, и дедушка тяготился этой уже непривычной городской жизнью, его опять тянуло в море, где все было просто и ясно».

Внуки Евгения Александровича Гвоздёва
Внуки Евгения Александровича Гвоздёва

На третью кругосветку Гвоздёву яхту уже подарили. Это судно было оснащено лучше прежних. Но именно это путешествие оказалось для Евгения роковым.

«Гетан-2» - яхта, на которой Евгений Гвоздев отправился в свое последнее кругосветное плавание
«Гетан-2» - яхта, на которой Евгений Гвоздев отправился в свое последнее кругосветное плавание

В 2008 году после сильного шторма на неапольском пляже нашли яхту, а потом и тело самого Евгения. Что случилось, до сих пор неизвестно...

«Гетан-2» - яхта, на которой Евгений Гвоздев отправился в свое последнее кругосветное плавание
«Гетан-2» - яхта, на которой Евгений Гвоздев отправился в свое последнее кругосветное плавание

Ирина Гвоздёва говорит: «Но теперь я понимаю, что дедушкиным намерением было не обогнуть земной шар в третий раз, а закончить свой жизненный путь в море, которому он посвятил всю свою жизнь».

Евгений Александрович Гвоздёв
Евгений Александрович Гвоздёв

Друзья, если Вам понравилась публикация предлагаю посмотреть еще одну интересную историю. Здесь я рассказываю о советском слесаре Владимире Сыса, который на протяжении 10 лет собирал пустые бутылки, а затем из них построил дом своей мечты, благодаря которому о нем узнали во всем мире…

Друзья, вот такие люди жили среди нас. А ведь пока жива память об этом российском мореплавателе, то живы и его подвиги. Если Вам понравилась публикация ставьте палец вверх 👍, а также ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал «Robinson TV» в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCNa0QYFl64XY3CnV7V41KHA

-29
Яхты
4360 интересуются