- Действительно, плата за нашу работу, если перевозка идет в контейнерах, как в Автозаводском агентстве, не зависит от тоннажа самого груза, - разъяснил мне Н. Рыбакин. - Пусть о приписках болит голова у ПО « Балаковорезинотехника », у ВАЗа, у руководителей грузового автопредприятия, наконец. Поймите, нам от этих приписок ни жарко, ни холодно.
На этой позиции новый начальник УТЭП стоял твердо. Она подкреплена соответствующей инструкцией « О порядке расчетов за перевозки грузов автотранспортными предприятиями ».
Там черным по белому сказано, что установленную законом ответственность за достоверность данных о перевозимых грузах в полной мере несут грузоотправители и грузополучатели.
Когда корреспондент наконец уяснил, что приписки в УТЭП не рождаются, Н. Рыбакин облегченно вздохнул и успокоился. Понять его позицию можно. Над нами, дескать, не каплет. А до других нам и дела нет. Налицо - ведомственность в чистом виде, ведомственность, возведенная в принцип.
Вот этого-то принципа никак не мог понять В. Донцов. Потому и не давал покоя никому. Потому не успокоился и после того памятного совещания, на котором был выведен усредненный показатель.
Ведь если разобраться, автозавод абсолютно не волнует тоннаж ожидаемой им партии грузов. Ему позарез нужны комплектующие, счет которых идет на сотни тысяч штук.
Именно количество и проставляется в накладных, именно его и контролирует ВАЗ, согласный на любые траты для ритмичной работы конвейера. Этой « широтой натуры » и пользуются те, кому выгодны приписки.
« А почему бы не совместить в сопроводительных документах вес и количество? » - задумались в агентстве. Так родилось еще одно предложение - документально зафиксировать вес каждой детали, перевозимой в документах, и вывести реальную массу груза при таком подходе к делу не составит труда.
Но и эта новация была встречена в штыки. Она ведь требует дополнительных хлопот, дополнительной работы. А кому это надо? Главное, не выглядывать за свой забор, помнить, что хата стоит с краю.
А непоседа Донцов за этот забор постоянно заглядывал. И многое видел, понимал. Вот некоторые из его выкладок. По самым скромным подсчетам, на одну товарно-транспортную накладную маршрута Балаково - ВАЗ приходилось во время его работы в среднем приписанных 4,2 тонны. Получалось, что за месяц можно « пририсовать » более восьмисот тонн.
Или еще. Расчетное расстояние на маршруте ВАЗ - Димитровград 210 километров. Фактически же большинство машин идет путем в 110 километров, хотя та, ближняя дорога официально закрыта для многотонных контейнеровозов. Вот и получается, что за сутки на счет грузового автопредприятия может записываться таким образом 3800-4000 непройденных километров.
Естественно, на этот километраж выделяется горючее. Его экономия в сутки составляет при таком подходе к делу примерно полторы тонны...
"Приметы нового мышления" 1989 год.
Евгений Жаплов, зав.отделом партийной жизни городской газеты "За коммунизм" г. Тольятти
Откопал-таки Донцов и лазейки, через которые приписки могут « подпитывать » и коллектив УТЭП, хотя Рыбакин продолжал утверждать о своем бессребренничестве .
А вся « мудрость » состоит в том, что если оплата контейнерных перевозок не зависит от веса груза, то от расстояния она очень даже зависит. Так, стоимость перевозки загруженного контейнера за 100 приписанных километров составляет 101 рубль 45 копеек.
Эта арифметика приоткрывала тайну, как умудрялись водители контейнеровозов ездить в Димитровград ближним путем, через Васильевку, а в документах иметь обязательную отметку - « колотушку » Зеленовского контрольно-диспетчерского пункта. Видимо, многих привлекала возможность работы, которую можно сделать легким росчерком пера.
И через полгода, и через год после первой публикации сновали по короткой трассе большегрузные машины. Будто и не было различного рода разбирательств, строгих выводов...
Да, у читателя есть основания упрекнуть тех, кто поначалу ретиво взялся за разоблачения, в непоследовательности действий, в отсутствии принципиальной настойчивости. Но знали бы вы, какой мощный механизм торможения включился тогда в работу!
Полетели письма и звонки в различные инстанции, обвинявшие « разгребателей грязи » чуть ли не во всех смертных грехах. Естественно, надо было оправдываться, защищать свое достоинство, честь. Выматывающая силы волокита уводила все дальше и дальше от сути проблемы...
Да, то было, откровенно говоря, наше поражение. И совсем мало утешения сегодня приносит тот факт, что история все же закончилась по принципу « как веревочка ни вейся... »
Спустя некоторое время было заведено уголовное дело... на Рыбакина, уличенного во взятках и поборах с шоферов за предоставление выгодных рейсов. Так сама жизнь расставила по местам акценты, сделала вывод, кто прав, кто виноват. Жалко, что наша заслуга в этом оказалась, право, невелика...
Окончание.
Начало:
От открытой приязни до принципиальных разногласий
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: