Читаем «между строк» с юристом
Для начала давайте разберемся, что же понимается под просветительской деятельностью в предложенном контексте?
Очевидно, что имеется в виду распространение любой информации, а именно: знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции с целью интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов .
Кто же является субъектом просветительской деятельности? Согласно положениям одобренного вчера Закона: «Просветительскую деятельность вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
О преподавателях и об учителях ничего не сказано, то есть к распространителям просветительской деятельности можно отнести дикторов ТВ, диджеев радиостанций, всех блогеров, режиссеров, художников, юристов, экономистов, политиков и так далее, и тому подобное.
Таким образом, исходя из приведенной формулировки, субъектами просветительской деятельности являются абсолютно все представители различных профессий, но при условии соблюдения следующих правил: «Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».
Обратите внимание, что уже на этом этапе ознакомления с новым законом возникает вопрос: для чего законодателю понадобилось дублировать уже закрепленные правовые нормы, к примеру, о запрете на разжигание национальной, расовой и религиозной розни, ведь ответственность за эти действия предусмотрена ст.282 УК РФ?
Идем дальше: «Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством Российской Федерации». То есть, говоря по-русски и доступно, отныне просветительской деятельностью можно будет заниматься при наличии на это разрешения от органов государственных власти.
Для чего все-таки сделано это очередное законодательное нововведение? Есть мнения коллег-юристов о том, что этот закон – своеобразное дополнение к ранее принятым поправкам в Уголовный кодекс РФ, в частности, статьей 330-1 кодекса, а именно: ч.1 указанной статьи предусматривает уголовную ответственность за «злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента » и т.д.
Думается, что причина в принятии таких нововведений кроется не только в пресловутых иностранных агентах – следующим шагом наверняка станет выдача лицензий на ведение образовательной и просветительской деятельности . То есть формат дистанционного обучения в дальнейшем – это абсолютные объективные реалии ближайшего будущего России.
Таким образом, мы с вами вкратце проанализировали суть одобренного вчера Госдумой закона «О просветительской деятельности» и пришли к выводу о том, что помимо запрета на сотрудничество с иностранными агентами, «не за горами» лицензирование образовательной деятельности и дистанционный формат обучения на постоянной основе. Да, очная форма обучения, возможно, останется в начальных классах средней школы, а потом нам придется самим обучать своих детей и (или) искать преподавателей и учителей с соответствующей лицензией.
А что думаете вы? Пишите комментарии, интересно ваше мнение.