От Певцов Леса Хамфриса до Uriah Heep. Как конъюнктурному певцу вырваться из порочного круга и обрести свой настоящий голос.
Долгое время и наверное свои самые лучшие годы Джон Лоутон (John Lawton) пел не своим голосом. Вокальные партии, которые певец исполнял в начале карьеры, написаны в высокой тональности не свойственной голосу Лоутона. Он это признал в интервью изданию DME. "Все, с кем я записывался с девятнадцати лет, - говорит Лоутон, - все группы, с которыми я когда-либо пел, всегда писали песни, которые заставляли меня петь высоко".
В начале семидесятых с 1970 по 1975 годы Джон работал своим голосом буквально на износ. Он совмещал роль вокалиста в двух разнонаправленных англо-немецких коллективах Lucifеr's Friend и Les Humphries Singers. Первые исполняли мистический прог-рок с элементами прото-дум-метала, вторые покоряли танцплощадки Германии.
По его же словам петь он начал по чистой случайности. В первой ещё детской группе Джона The Deans коллектив случайным выбором принял решение, что петь будет он. Когда дело дошло до серьезных отношений с музыкой, партнерами Лоутона в группе Stonewall стали гитарист Джон Майлз (John Miles), а так же Вик Мальком (Vic Malcolm, позже в Geordie) и Пол Томпсон (Paul Thompson, позже в Roxy Music). Что ни имя то будущая легенда.
Именно с ними в 1969 году Лоутон отправился в экспортный вояж в Гамбург, в самый испорченный рок-н-роллом город Германии. После завершения контракта в клубе Top Ten Джон остается и создает вместе с немецкими друзьями группу Lucifеr's Friend, ставшую пионером тяжелой музыки в стране.
Параллельно Джон участвует в поп-рок-балагане созданном соотественником Лесом Хамфрисом для развлечения качественной англоязычной музыкой туземного народа. Певцы Леса Хамфриса (Les Humphries Singers) служили этакими музыкальными бусами для завоевания и подчинения англо-американским стандартам аборигенного шоу-бизнеса. И это хорошо работало пять лет, Лоутон даже принял участие в Евровидении-1976 в составе ансамбля, занимавшего одними лишь певцами всю сцену.
Но мировой славы Лоутон добился по возвращении на родину. Песня "Free Me" стала международным хитом. Сам альбом "Innocent Victim" группы Uriah Heep, не смотря на зловещую обложку, прошел цензуру в СССР и ушел в тираж на фирму Мелодия.
Правда культовую картинку на первой стороне концерта пришлось сменить на фотографию группы, зато длиннющую аннотацию к лонгплею написал Артемий Троицкий. В то время даже самая малая информация о западных кумирах имела большое значение для меломанов. В довольно длинном тексте рок-критик отметил положительные изменения в составе группы, которые правда не каждый житель Советского союза мог оценить, за неимением предыдущих релизов. "Инъекция свeжих сил оказалась полезной. Альбом "Невинная жертва", пеpвый, записанный в новом составе, возродил, до некоторой степени, мелодическую свежесть ранних работ ансамбля и породил новый интерес к группе, начавшей угасать после 1973 года", - написал Троицкий. Произошло это событие в 1980 году.
На согласование всех тонкостей продвижения западной музыки в СССР потребовалось три года. Стоит отметить, что в США оригинальная обложка также не добралась до прилавков, её украсили концертными фотографиями Uriah Heep.
Получилось, что Лоутон вошел в число самых разрешенных, как это ни странно, артистов в СССР, поскольку Певцы Леса Хамфриса неоднократно издавались в советской стране.
Прежде чем, голос Джона зазвучал по настоящему, прошло еще некоторое время, занятое выгодным контрактом с классиками хард-рока. С ними он записал три лонгплея. В 1977 году "Firefly", "Innocent Victim" и в 1978 "Fallen Angel". Свои партии Лоутон исполнил великолепно, но даже не сильно музыкально образованный А.К. Троицкий отметил напряженность вокала.
ЦИТАТА
Артемий Троицкий об альбоме "Innocent Victim":
"И вообще "Урию Хипа" вполне можно рассмаmривать как одну из mипичнейших — и по музыке, и по пеpипетиям карьеры — западных групп 70–х годов. Чеканные меmаллические риффы гитар и напряжённый тенор вoкалисmа, пожалуй, наиболее характерные музыкальные примеmы зарубежной рок–сцены прошедшего десятилетия.
Из рецензии к изданию "Урия Хип" фирмы "Мелодия" 1980 г.
Сам певец в одном из поздних интервью отмечал, что воспитывался на примерах более глубокого и сочного вокала. Это блюзовые исполнители Джон Ли Хукер, Махалия Джексон (Mahalia Jackson), Отис Реддинг (Otis Redding) и "Биг Мама" Торнтон (Big Mama Thornton).
Любовь к блюзовому вокалу Лоутона в полной мере проявилась в сольном творчестве. С момента ухода из Uriah Heep в 1979 году, Джон участвовал во многих проектах, но сольных пластинок записал только две. В 1980 году вышел поп-роковый “Heartbeat” и великолепный блюз-роковый альбом "Still Payin' My Dues" в 2000-м.
Именно в "Still Payin..." воплотились все лучшие вокальные эмоции, характерные для классического рок-вокала, что позволяет поставить Лоутона в один ряд с такими столпами жанра как Йэн Гиллан, Дэвид Ковердэйл и Пол Роджерс.