Сегодня мы отправимся в конец XIX века и узнаем о том, где же изготовляли изящные шелковые ткани, кто их продавал и в каких магазинах.
Вот и одна из реклам тех времен. Приглашает в розничный магазин купцов Шелаевых в пассаж Солодовникова. О пассаже мы еще поговорим, сейчас интересует, кто же такие купцы Шелаевы и где они изготавливали шелк.
Братья Шелаевы
Первые отечественные шелкоткацкие фабрики появились в начале XVIII века, на них делали легкие шелковые ткани — тафты. Купавинская и Фряновская фабрики Богородского уезда (сейчас Ногинский район) первыми освоили производство богатых бархатов, атласов и лент.
О братьях Шелаевых известно не так много. Тихон был купцом первой гильдии, его брат Алексей — второй. В Богородске (сейчас это Ногинск) они владели несколькими шелкоткацкими предприятиями. Но уже в те далекие времена купцы Шелаевы знали толк в рекламе, а розничный магазин у них был в самом центре Москвы (да в каком!). Как бы сейчас сказали, очень хороший маркетинговый ход.
До 1882 года шелкокрутильные фабрики развивались слабо, в Московской губернии их было только четыре и все в Богородском уезде. Они перерабатывали шелк-сырец в пряжу около 10–15 % от потребного количества. Положение изменилось с вводом в 1882 году таможенного тарифа, создавшего выгодные условия для отечественного производителя. В уезде возникло несколько крупных специализированных предприятий, в том числе шелкокрутильная фабрика Сопова в Богородске.
Спрос на шелковые ткани
Братья Шелаевы, которые приехали в Ногинск во второй половине XIX века и занялись шелкоткацким производством, знали что делали. В то время на шелк был очень, ну очень большой спрос. В 1852 году при Московском обществе сельского хозяйства учредили Комитет шелководства, который стал пропагандировать производство шелка в России.
Еще несколько десятилетий назад на Неглинной улице пустовал участок, но вот здесь возводят двухэтажную торговую галерею князя Голицына, в которой развертывают музейную экспозицию. То есть шелк не только продавали, но и показывали разведение шелковичных червей. Публика смотрела, как кормят шелковичных червей (показ, как выкармливают шелковичных червей, начали с 1 июля 1852 года), как зарождается кокон и многое другое.
В конце 1870-х владелец торговой галереи меняется. Теперь им становится замоскворецкий купец первой гильдии Конон Голофтеев (какое звучное имя! с древнегреческого переводится как «трудящийся»).
Конон Никонович был последним владельцем подмосковной усадьбы Люблино (сейчас в черте города), он очень любил садоводство и был почетным попечителем Школы садоводства. Пассаж стал называться Голофтеевским.
Но самым главным магазином нужно признать находящийся напротив пассаж Солодовникова, где как раз и продавали шелк братья Шелаевы.
Пассаж Солодовникова
Пассаж Солодовникова ничуть бы не уступал знаменитому лондонскому «Хэрродс». Он занимал целый квартал, лицевым фасадом выходя на Кузнецкий мост.
Пассаж был местом прогулок, свиданий, ухаживаний. Московские львы в клетчатых серых брюках разгуливали по нему с тросточками или стояли у стен, «заглядывая под шляпки», как тогда выражались.
В. Ф. Ходасевич
К сожалению, ни один из торговых пассажей не сохранился до наших времен. Но и сегодня можно приобщиться к истории.
- В Ногинске на Московской улице под номером 32А сохранился купеческий двухэтажный дом Василия Шелаева (сына Тихона).
- В Старой Купавне до сих пор можно найти старинные постройки шелкоткацкой фабрики.
- На Неглинной улице, дом 3 когда-то находились первый московский пассаж «Галерея с магазинами князя Голицына» и примыкающий к нему Александровский. Напротив, на Кузнецком мосту, был пассаж купца и филантропа Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который превратил беготню по магазинам в приятные дни дружеских встреч и общения.
- В Москве сохранилась усадьба Конона Голофтеева Люблино.
В следующем посте подробнее расскажу о трех московских пассажах.