В 2020 году крупнейший российский поисковик презентовал новый алгоритм YATI , призванный вывести взаимодействие пользователя с Интернетом на новый уровень. Он расценивается представителями компании как крупнейшее изменение поиска за последние 10 лет. YATI является дальнейшим развитием нейросетевых технологий, впервые примененных в алгоритмах «Палех» и «Королёв». Рассмотрим, в чем его особенности и как он работает.
Принцип работы YATI
Название обновленного алгоритма представляет собой аббревиатуру от «Yet another transformer with Improvements». В основе алгоритма YATI лежит технология, названная трансформером – самообучаемая технология, анализирующая большой объем данных и определяющая уровень экспертности контента. Для ее работы поисковая компания создала вычислительный кластер на основе мощных ускорителей, объединенных в одну серверную сеть. Это потребовало решения большого числа инженерных задач, но в итоге позволило впервые разработать алгоритм, максимально приблизившийся к пониманию смыслового наполнения документов.
Принцип действия нового алгоритма усложнен по сравнению с предыдущими. Сначала трансформеры Яндекса получают большой массив информации с Толоки – на ней они обучаются сопоставлять запросы и содержание страниц, после чего угадывать, какие из них больше нравятся пользователям. После этого алгоритм «доучивается» выявлять экспертную оценку документов по сложной многофакторной шкале на основе данных, полученных от асессоров. Таким образом, хотя нейросеть и не понимает самого смысла текста, она способна выявлять его соответствие поисковому запросу, даже если у них нет общих ключевых слов.
Преимущества и недостатки YATI
Хотя нейросетевые технологии Яндекс внедрял еще в «Палехе» и «Королёве», именно в YATI они вышли на качественно новый уровень и кардинально изменили формат взаимодействия между пользователем и поисковым сервисом. К основным особенностям и преимуществам поискового алгоритма относятся:
- способность оценивать не только заголовки и запросы, но и все содержание документа, в том числе большой длины;
- возможность выделения и избирательной оценки отдельных фрагментов текстов;
- учет порядка (синтаксиса) и контекста употребления слов, то есть их способности влиять друг на друга и на смысл документа в целом;
- способность предсказывать экспертную оценку текста, а также анализировать его смысл, а не сугубо количественные характеристики.
Как YATI влияет на SEO?
Если раньше основным критерием качества текста с точки зрения поисковых машин было содержание в нем ключевых слов из запросов, то с введением нового алгоритма на передний план вышло качество смыслового наполнения. Таким образом, приоритетом при ранжировании будут пользоваться страницы, максимально соответствующие потребностям пользователей. Однако, традиционные критерии ранжирования, такие как содержание ключевиков, сохраняют свое значение, хотя и отходят постепенно на задний план.
Соответственно, в новых реалиях от специалистов, ответственных за информационное наполнение веб-страниц, требуется более основательный подход к содержанию текстов. Оно должно быть не просто уникальным в традиционном для SEO понимании, но нести пользователю действительно новые сведения, помогать решать конкретные задачи и проблемы.
Внедрение YATI требует нового подхода к контенту на веб-сайтах. Упростить данный процесс поможет сервис Rookee, услуги которого включают и создание информационного наполнения, соответствующего изменившимся реалиям. Применяемые при этом автоматизированные программные инструменты позволяют быстро составлять ТЗ и анализировать качество написанных текстов для максимально эффективного продвижения.