Философия — наука сложная, но есть в ней относительно простые и занимательные вещи, благодаря которым изучать ее существенно проще. О них и поговорим.
Мемы, какими мы их не знаем
Гены — это носитель наследственной информации. А мемы — это такие же гены, только не внутри живого организма, а внутри культуры. И да, культура — это тоже своего рода живой организм. За сам термин «мем» стоит благодарить биолога Ричарда Докинза, автора книги «Эгоистичный ген».
Мемы — это маленькие, но значимые объекты: слово, словосочетание, картинка, яркий образ, смысл, идея. Они образуют разнообразные сочетания, многие из которых оказываются весьма устойчивыми.
До появления этого термина в философии было понятие философем — устойчивых смысловых единиц. Философемы — это артефакты, которые позволяют увидеть преемственность философских учений разных эпох. К ним не стоит относиться серьезно, но они вполне могут многому нас научить.
И кот, и нет
Кот Шредингера — концепция за авторством австрийского физика-теоретика Эрвина Шредингера. На ее примере он проиллюстрировал сложность и неоднозначность квантовой механики. Приготовьте воображение.
Несчастный кот заперт в стальной камере. Компанию ему составляет склянка с ядом и небольшое количество радиоактивного вещества. Его настолько мало, что в течение часа распадается только один атом. Или не распадается. Вероятность — 50%. Но если атом распадается, то разбивается склянка с ядом, а кот из-за этого преждевременно умирает. Итак, вопрос: что будет с котом через час?
Пока камера закрыта, ответ нам неизвестен. А ее содержимое находится в состоянии суперпозиции : атом и распался, и не распался одновременно. Так же и кот — и жив, и мертв одновременно. Открыв камеру, мы произведем наблюдение . В результате, из состояния суперпозиции содержимое камеры перейдет в определенное состояние. По итогу кот окажется либо живым, либо мертвым. Но пока камера закрыта, он и жив, и мертв одновременно.
С точки зрения здравого смысла, это — абсурд. Так Шредингер хотел подчеркнуть несовершенство тогдашних концепций квантовой механики.
Философское бритье
Бритва Оккама — концепция средневекового философа Уильяма Оккама. Он считал, что не стоит множить сущности без необходимости. Оккам предпочитал конкретику абстракциям и полагал, что у всякого простого явления должна быть такая же простая причина. А все несущественное и лишнее надо отсекать.
Как и большинство философов средневековья, Оккам был богословом. Но он придерживался позиций естественной теологии, которая изучает природу как божественное творение. Чистая же теология занималась познанием Бога, его замысла и чудес. Позже, бритву Оккама взяли на вооружение ученые Нового Времени — поиск причинно-следственных связей стал их основной задачей.
Рука-невидимка
Невидимая рука рынка — яркая метафора, с помощью которой Адам Смит объяснил, как работает рыночная экономика. Именно эта невидимая рука подталкивает производителей действовать в интересах других людей. Они продают людям то, что им нужно. В итоге, богатеют производители, богатеют их сотрудники, богатеет общество. Следовательно, собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чужих потребностей.
Смит писал:
«По-видимому, какая-то невидимая рука заставляет их принимать участие в таком же распределении предметов, необходимых для жизни, какое существовало бы, если бы земля была распределена поровну между всеми населяющими ее людьми. Таким образом, без всякого преднамеренного желания и вовсе того не подозревая, богатый служит общественным интересам и умножению человеческого рода».
Демонический суперкомпьютер
Пьер-Симон Лаплас был сторонником философии детерминизма и механицизма. Он считал, что вселенная — это сложный, но постижимый механизм, который действует по четким законам. Исходя из своих воззрений, он и придумал демона, которого мы бы сегодня скорее сочли суперкомпьютером.
Демон Лапласа — это разум, который в каждый момент времени знает обо всех силах, которые приводят природу в движение. А еще он может всю эту информацию анализировать. В итоге, для такого разума нет никакой неясности. Будущее для него так же понятно, как и прошлое.
Звучит впечатляюще, но современная наука не считает, что это даже теоретически возможно. Демон Лапласа столкнулся бы с парадоксом: предсказывая будущее на две и более минуты, он должен учитывать ответ, который он получит через одну минуту. Логично, ведь сам он — часть вселенной. Получается, что за одну минуту демон предсказывает будущее на бесконечность вперед. С другой стороны, это бесконечное предсказание отменяется уже через минуту, поскольку сам процесс его вычисления уже изменил Вселенную. Таким образом, предсказывая будущее и будучи материальным, демон Лапласа не может предсказывать будущее.
Как видите, философия — это не только сложные идеи и непонятные термины, она может быть увлекательной и даже смешной. А разобраться в ней можно всего за 10 минут в день в Философской песочнице Level One.