Приветствую всех читателей на своем канале "Папа в море"⚓ В этой статье я расскажу вам о своем первом рейсе в должности, как выдержать давление со стороны капитана, не наломать дров и не бросить море в принципе! Мой опыт будет полезен не только начинающим морякам, но и всем людям, у кого есть строгие и не всегда справедливые начальники.
Тот, кто не был капитаном и дня - не вправе его осуждать! Да! Но несмотря на это, встречаются реальные "неадекваты"!
Учился я в Новороссийской мореходке ("Вышка"), средний бал в зачетке 4.5 очень помог устроиться на преддипломную практику, где я получил промоушен (повышение) на 4 помощника капитана (тогда они еще были). Так что после окончания универа, не было проблем с трудоустройством.
Мое первое судно работало на коротком плече Венесуэла - Кюрасао, сутки переход. Когда я ступил на борт огромного танкера 150 000 тонн (275 метров в длину) в должности, было конечно непривычно. Уже другая ответственность, другой спрос, но и другие деньги в отличие от практиканта. Мой сменщик был постарше и делал уже второй контракт "Чириком" (4 пкм). Практически на трапе он обрадовал, что мне не повезло и капитан вообще не в себе, мягко говоря! Но меня это не сильно то и испугало, я всегда любил строгих преподавателей в мореходке, которых боялись двоечники и говорили, что его не реально самому сдать, нужно платить! Ну ничего, как то я их сдавал без денег и ко мне было хорошее отношение.
Но этот случай был не из тех. В первый же день на отшвартовке (пересдача дел произошла буквально часа за 3-4), я понял, что мастер реально не подарок! Ор с матом такой стоял на крыле мостика, что по-моему на баке 3 помощник все слышал и без рации! Даже лоцман был где-то в сторонке, не говоря уже обо мне;-) Причем орал на всех, от чифа, который стоял возле телеграфа, на помощников в швартовых командах и до матроса на руле. Мне первые полчаса не перепадало, хотя и этого хватало с головой. Но когда лоцман сошел с борта, навигация была спокойная, кэп взялся и за меня. Сразу куча вопросов по навигационному оборудованию, маневренный планшет с хитрыми задачами, правила МППСС-72 наизусть и все в таком ключе. Если вдруг я не отвечал на что-то, то меня прям как котенка в г*вно, мол, ты же только после вышки, еще все знания свежи, а ты ничего не знаешь, как ты вообще ее закончил. И это был первый день на судне в должности! Морально столько сил высосал, мне казалось, что я уже месяц отработал в жестком режиме. Просто жесть жестянка)))
Атмосфера на мосту царила ужаснейшая, помощники без крайней необходимости не задерживались там, никто даже не приходил на мостик попить кофейку, хотя кофемашина была. Каждый день, абсолютно каждый мастер искал повод придраться ко мне и хорошенько наорать, особенно при вахтенном матросе. Если я скажу, что мне тяжело дались эти месяцы (а было их 5), то значит я не скажу ничего! Я люблю строгих и требовательных начальников, но постоянные крики мой молодой и горячий темперамент отказывался воспринимать. Первые несколько недель, я терпел, просто съедал весь негатив и проглатывал молча. А куда было деваться? Первый рейс, начало карьеры, нужно стиснуть зубы и терпеть...не в морду же бить? Хотя я так и привык делать, если человек орет беспричинно или тем более переходит на личности. Красный пояс по тхэквондо и бокс, которыми я занимался со школы, не давали мне покоя. Были мысли и в каюту сходить к обидчику, поговорить по-мужски, но до этого не доходило...останавливал меня синдром отличника, который мне привили с детства. Это же все неправильно, сейчас начищу ему морду и потом устроиться никуда не смогу...молодой, зеленый, понятия не имел, что да как.
Повторюсь, что мастер орал регулярно и на всех, просто на кого-то больше, а на кого-то еще больше;-))) И разумеется самый молодой из помощников - это был я, выхватывал больше всех. Причем мне необязательно было косячить или вообще что-то делать, орали просто так! При этом организация на мосту была настолько четкая, что все работали, а кэп в бассейн ходил и к буфетчице нырял захаживал;-))) Английский не знал, только основные термины, но связать их в предложения не мог, поэтому с лоцманами и всевозможными проверками Старпом общался! Полный пип*ц!
Предлагаю сделать небольшой перерыв и посмотреть очень интересное и захватывающее видео о том, как мы попали в сильнейший шторм! Смотреть всем!!
Однажды, после выхода из порта Венесуэлы, я прилег отдохнуть перед вахтой на пару часиков. Заход был напряжный, приезжал Веттинг, накатал в районе 10 замечаний, прилетел хороший пистон из конторы. Кэпу нужно было выпустить пар, но буфетчица сменилась в предыдущем порту, а на смену приехал буфетчик - мужчина. Оставался только я (мать его) 😂 Звонит он мне значит в каюту и сразу ором "приглашает" на мост. Я уж было подумал, что накосячил где-то и помчал на мост, даже носки забыл надеть, но зато обувь с задниками;-) Поднимаюсь я значит и мне мастер сходу заявляет: "Секстан в зубы и иди астрономию делай, мне тут чучело на мосту не нужно!" - прям таким борзым и наглым голосом. Я сходу конечно офигел, но сдержанный человек и отличник во мне видимо еще спали...Ответка была не менее резкая и даже грубая, после чего я пригласил нашего вождя выйти на крыло поговорить с глазу на глаз. Нет, мордобой устраивать я не собирался, хотя такой эмоциональный разговор мог чем угодно закончиться. Однако он продолжал гнуть свою линию и выходить никуда не собирался. Тогда я попросил 2 помощника (он стоял на вахте) и впередсмотрящего матроса выйти на крыло на пару минут. После того, как они вышли, нужно было видеть испуганные глаза кэпа...он уже не был таким уверенным в себе и наглым, каковым он является в компании кого-либо. Наш разговор на повышенных тонах с элементами грубых слов, сразу же сменился на более конструктивный. Спокойным и уверенным голосом, я попытался объяснить мастеру, что после сложного захода в порт я хочу отдохнуть и никакой астрономии делать прямо сейчас не собираюсь. И если он еще раз перейдет на личности, то на словах я уже объясняться не буду, объясню по-другому...по-мужски! В ответ я услышал только спокойное и даже обиженное: "Промоушена на 3 пкм тебе не видать", после чего капитан удалился с ходового мостика.
Моей волшебной "пилюли" хватило максимум на неделю и крики возобновились, но переходов на личности больше не было. "Бил, бью и буду бить" только в его случае: "Орал, ору и буду орать на всех";-)
Есть такая категория людей, которым нужно вознестись наверх за счет принижения других. Сейчас то я уже знаю, как это лечится...но тогда был молодым, пришлось стерпеть многое)) У всех начальников разный подход и среди них не бывает идеального. Первый рейс был реально самым сложным и научил меня многому. Самое главное для меня это то, что я увидел в том капитане того, кем я не хочу стать. Все эти крики и обзывания от неуверенности в себе, тем более в присутствии рядовых нельзя отчитывать младших офицеров.
С холодным сердцем и мудрой головой, хочу дать несколько советов молодым, да и не только наверное молодым...всем, кого достал начальник, "гнобит", унижает, кричит...
Не нужно принимать близко к сердцу, если не затронута честь мундира, скажем так)) Орет - да и пусть орет, плевать на него! Извлекай опыт и иди дальше. Научись контролировать гнев и эмоции, твое спокойствие и безразличие введет в ступор обидчика! Самое лучшее противоядие - это игнор! Если энергетический вампир не получает в ответ твой гнев, твою раздражительность и нервозность, то ты становишься ему не интересен. Он переключится на других "жертв".
Длинная статья получилась...просто сегодня нахлынули воспоминания, захотелось поделиться с вами. Вообще тема взаимоотношений в экипаже и на судне в целом очень обширна и интересна. Если хотите, я раскрою эту тему более подробно. Отпишитесь в комментариях по этому поводу! Какой опыт по молодости был у вас? Попадали на капитанов - энергетических вампиров? Комментарии приветствуются)) хоть смайлик или буковку, буду благодарен!
Благодарю всех за внимание. Ставьте большой палец вверх👍 и подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓