Почему-то захотелось написать небольшую заметку по теме, которую, наверное, не обсуждал только ленивый. А причина этому довольно проста - у меня вдруг возникли некоторые соображения и аналогии по этой теме, которыми захотелось с кем-нибудь поделиться.
Ну а так как этот канал называется "ВВС Северного флота", то и примеры будут взяты из истории воздушной войны в Заполярье.
Когда-то что-то подобное я уже описывал здесь довольно подробно, но в разных статьях, поэтому, чтобы не лопатить опять литературу, выискивая новые примеры, я просто кратенько напомню основные цифры из прошлых заметок. Итак...
18 июля 1942 года. Отражение налета вражеских бомбардировщиков на Мурманск. Наши истребители заявляют сбитыми шесть "Юнкерсов-88" и один "Мессершмитт-109". Плюс зенитчики записывают на свой счет еще два "Юнкерса-88".
Итого - заявлено сбитыми девять самолетов, хотя в реальности немцы потеряли всего два "Юнкерса" из испытательного отряда Erpr.St/KG30.
Вот, кстати, обломки одного из них:
Теперь посмотрим на заявки немцев (в другом сражении)...
29 октября 1942 года. В воздушном бою в районе аэродромов Ваенга-1 и Ваенга-2 немецкими летчиками из 8./JG 5 было заявлено пять сбитых и два предположительно сбитых самолета ЛаГГ-3.
В действительности, из боя не вернулся один наш истребитель - ЛаГГ-3 старшины Филиппова С.Д. из 255-го ИАП ВВС Северного флота.
Ну и еще один пример с заявками и потерями с двух сторон.
26 августа 1943 года. Атака немецкого конвоя.
Сначала конвой атакуют торпедоносцы А-20 "Бостон" под прикрытием истребителей Р-39 "Аэрокобра". В результате воздушного боя с подошедшими "Мессершмиттами", наши теряют три истребителя и заявляют сбитыми восемь сбитых истребителей противника.
Потом в атаку идут три Ил-2 под прикрытием истребителей Як-1. Эта группа теряет все штурмовики (хотя, не совсем понятно - от корабельной ЗА или от истребителей), и заявляет сбитыми по разным данным 4 или 5 истребителей противника.
В дальнейшем, при обеспечении посадки самолетов, возвращающихся с задания, наши истребители опять вступают в бой с истребителями противника, заявив (по некоторым данным) восемь воздушных побед. В результате этого боя с нашей стороны было потеряно два "Харрикейна", еще один "Харрикейн" был подбит и разбился при посадке.
Таким образом, в боях 26.08.1943 г. североморцы потеряли девять самолетов (3 "Аэрокобры", 3 Ил-2 и 3 "Харрикейна"), заявив около двадцати сбитых истребителей противника. Немцы, по некоторым данным, заявили сбитыми двадцать шесть советских самолетов (4 - из первой волны, 9 - из 2 волны и 13 - из отряда "Харрикейнов"). А вот по их потерям мне известно лишь об одном разбитом при посадке (на 50%) после боя"Мессершмитте-110".
Итого имеем:
- 18.07.1942 - наши заявили 9, по факту сбили 2 - "приписали" + 7;
- 29.10.1942 - немцы заявили 5, по факту сбили 1 - з"приписали" + 4;
- 26.08.1943 - наши заявили 20, по факту подбили 1 - "приписали" + 19;
- 26.08.1943 - немцы заявили 26, по факту сбили 9 - "приписали" + 17.
В общем, во всех описанных случаях, завышение сбитых можно наблюдать с обоих сторон. Причем, чем масштабнее бой, тем больше "приписано".
А вот теперь я напишу о том, ради чего все это затеял.
Мое мнение будет очень простым - я, не исключая совсем варианты, что приписки лишнего количества сбитых в некоторых случаях могли носить пропагандистский характер, или ради желания получить награды, считаю, что в основном они делались от банального отсутствия информации и средств объективного контроля.
И чтобы не мусолить бумагу на эту тему, и пытаться объяснить, что же я имею в виду, я просто приведу простую аналогию из недавней современности. И это будет старый добрый авиасимулятор "Ил-2 Штурмовик", в котором я летал в начале двухтысячных на довольно известных тогда онлайн-серверах - "Геннадиче", "Алексе", "Тумане войны" и, конечно же, на "ADW".
Там, во время боя, сбитый подтверждался простой надписью на экране - "Самолет противника сбит". И всё было ясно и понятно, и никаких приписок и быть не могло!
Правда были случаи, когда подбитый противник совершал вынужденную посадку и не выпрыгивал с парашютом, а отсиживался в самолете. Тогда килл сбившему не засчитывался.
Или было чуть по другому, и уже падающий сбитый самолет расстреливал еще кто-то, и тогда победа доставалась ему.
И такие ситуации довольно часто вызывали бурю эмоций в чате или на форуме сервера! )))
Во время войны такого не было и быть не могло. И поэтому количество сбитых, в основном, определялось по субъективному мнению участников. И лишь иногда подтверждалось объективными данными.
А вообще, как говорил один из летчиков-бомбардировщиков про Александра Ивановича Покрышкина - "А ты думаешь, меня е*ёт, сколько он сбил самолётов? <...> Ты вот думаешь, за что я Покрышкина уважаю? За то, что он мог то, чего не мог никто другой, а именно обеспечить нам такую защиту в воздухе, которую я ни до, ни после того не встречал."
И это правильно - главное - выполнить поставленную задачу. А сколько сбил - это уже вторично.
Источники информации: Справочники М. Быкова "Советские асы 1941 - 1945. Победы Сталинских соколов" и "Все асы Сталина. 1936 - 1953.", проекты "Подвиг Народа" и ОБД "Мемориал", книга А. Скробача "Без страха и упрека" (летопись боевого пути 46-го ШАП ВВС СФ), книга М. Морозова "Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали смертниками", статья И. Борисенко "История Zerstorerstaffel JG 5", информация и фото из собрания автора и с форума https://sk16.ru/forum/