Во время обсуждения статьи России надо отказаться от участия в олимпиадах один комментатор выложил вот такую картинку:
Таким образом комментатор противопоставил РОА (российских олимпийских атлетов, готовых ради участия в олимпиаде отказаться от гимна и флага) участникам так называемого "матча смерти" в 1942 году в Киеве. Согласно советской легенде, в 1942 в оккупированном фашистами Киеве местная футбольная команда выиграла у команды люфтваффе несмотря на то, что им настойчиво рекомендовали проиграть, и за это была расстреляна. В 2012 году по этой советской легенде был снят фильм "Матч" с Безруковым в главной роли. Песню к фильму "Наши футболки в крови, но победа за нами" написал Гарик Сукачев.
Так вот. Мне очень жаль, но это всего лишь легенда. «Матча смерти» не было. Это миф, созданный советской пропагандой и оттуда перекочевавший в российский кинематограф. Вообще-то мы уже давно поняли, что советская пропаганда обычно говорила правду. Но нет правил без исключений - в случае с «матчем смерти» она ошиблась и создала миф. Так давайте же сегодня устроим небольшой сеанс разоблачения. Мне лично это сделать легко, потому как я коренная киевлянка и старая динамовка (ну да, я в юности иногда ходила с пацанами с раёна на стадион - за Динамо Киев болеть), и помню, как нам в советско-пионерском детстве на разного рода экскурсиях по местам боевой славы рассказывали в том числе и о подвиге «расстрелянных героев-футболистов». Помню я также, как в перестроечные и в 90-е годы стали публиковаться статьи, развенчивающие миф о «матче смерти», так что теперь мне достаточно лишь уточнить в инернетах кое-какие позабытые детальки, и вуаля - сеанс разоблачения готов. Приступим.
Когда началась война, некоторые игроки киевского Динамо эвакуировались, а некоторые остались и позже, когда пришли фашисты, зарегистрировались в оккупированном Киеве. Уже здесь у нас должны возникнуть нехорошие предчувствия. Динамо чьё общество? Правильно, НКВД … ну в общем, органов внутренних дел. Миллионы сотрудников НКВД с началом войны пошли в армию или же занялись организацией подпольного и партизанского движения. Почему же часть футболистов Динамо, здоровых молодых мужиков, не эвакуировалась, не ушла на фронт, а осталась под фрицами?
Впрочем, некоторые игроки Динамо, в частности, некий Николай Трусевич (говорящая фамилия, да), Клименко, Кузьменко и др. таки оказались в истребительном батальоне Киевского укрепрайона. Как они обороняли родной город, доподлинно неизвестно, но можно предположить, что насмерть они не стояли, а по-быстрому сдались в плен и были отправлены в Боярский лагерь. Боярка это местечко такое под Киевом, там ещё Павка Корчагин узкоколейку строил.
Скоро о том, что в лагере томятся «выдающиеся мастера спорта», узнали коллаборанты из оккупационной администрации. Они написали письмо киевскому городскому голове, в коем ходатайствовали об освобождении "героев-спортсменов". Ходатайство было удовлетворено, и футболистов освободили под расписку о лояльности.
Что же сделали сии герои, оказавшись на свободе? Ушли в партизаны или в подпольщики (а в Киеве и области, как известно, было и подполье, и партизанское движение)? Да ничего подобного - они даже не стали вести жизнь простого обывателя, который ни в партизаны, ни в полицаи идти не хочет, а хочет просто как-то выжить в своей хатке с краю. Не, ну то есть сначала они жили как обыватели (к примеру, Николай Трусевич начал на Евбазе самодельными зажигалками торговать), но тут случай вышел. Торгует, значит, Мыкола-Николай зажигалками на Евбазе (Евбаз - это сокращенно Еврейский базар: был когда-то в Киеве рынок с таким названием), а тут мимо идет некий чех Йозеф Кордич. Этот Йозеф жил в Киеве, а как пришли фашисты, стал фольскдойчем и был назначен директором Киевского хлебзавода. Увидел он, значит, Мыколу, и говорит:
- Что ты тут делаешь? Иди лучше ко мне на завод работать - у нас есть печеньки у нас хороший соцпакет у нас талоны на повидло дадим бочку варенья и корзину печенья у нас хорошие карточки!
Ну, Мыкола и согласился: а шо такого, шо завод хлеб оккупантам выпекает? Надо ж диток годувать… впрочем, не знаю, были ли у него дети… в общем, мэни ж йысты трэба?
Начав работать на заводе, Мыкола быстренько устроил туда ещё нескольких своих приятелей-футболистов - ну как не порадеть родному человечку? бо свий до свого по свое!
Директор завода фолькдойче Кордич, увидев это, понял, что у него по факту набирается цельная футбольная команда, и решил эту команду создать. Так и было сделано - команду создали (кстати, забавно, что кроме футболистов с хлебзавода к ней присоединилось ещё и несколько полицаев), назвали «Старт», а оккупационная администрация выписала футболистам труселя, футболки и прочие необходимые принадлежности, и обеспечила возможность тренировок на стадионе «Зенит» - благо силы на тренировки у несчастных оккупированных футболистов были: а шо, пайка же хорошая!
Потренировавшись, игроки начали играть оккупантам на потеху - ну а шо такого, это же дело всей их жизни, они ж готовились! Герои играли с командами артиллерийской части, железной дороги, венгерского гарнизона и т.д. и всегда выигрывали с разгромными счетами типа «какая боль, какая боль». Это вполне логично: герои по факту были профессиональными футболистами, а в сборных частей играли, разумеется, любители.
Мы приближаемся к кульминации, то есть к игре «Старт» - «Флакельф». «Флакельф» в легенде о «матче смерти» называют «командой люфтваффе», но по факту то были не лётчики, а зенитчики и аэродромная обслуга. Впрочем, зенитчики и обслуга тоже относились к военно-воздушным силам.
В первой игре «Старт» разгромил «Флакельф» со счетом 5:1. Арийцы обиделись, собрали усиленную команду и вызвали «Старт» на реванш.
ВНИМАНИЕ. Нам рассказывали - немцы потребовали, чтоб динамовцы проиграли; динамовцы не сдались, и вырвали победу, после чего были расстреляны.
НА САМОМ ДЕЛЕ:
- какой-то немецкий офицер действительно перед игрой заходил к бывшим динамовцам, и намекал, что надо проиграть;
- они почему-то не проиграли, а таки вырвали очко а в упорной борьбе выиграли со счетом 5:3;
- после игры они обменялись футболками рукопожались и сфотографировались с соперниками, а потом пошли выпивать - обмывать победу.
ВСЁ. Никаких расстрелов не было. НО через несколько дней некоторые футболисты из числа работников хлебзавода были арестованы. Арестовали их не за матч. А за что? Доподлинно неизвестно. Есть версия, что они крали с хлебзавода муку. Согласно другой версии, на них кто-то настучал (ибо анекдот "три украинца это партизанский отряд с предателем" не на ровном место родился) - ишь ты, при Советах жировали, в НКВДшной команде играли, и сейчас жируют - на хлебзаводе работают и продолжают играть!
Из арестованных некоторые были вскоре отпущены, один погиб при допросе, второй при попытке к бегству, а ещё нескольких отправили в Сырецкий лагерь ( это где Бабий яр). Там они и сидели больше года. В 1943 году двое или трое из них тоже были убиты. Почему? Точно неизвестно. Возможно, они пытались взбунтоваться против администрации; возможно, у немцев просто сдали нервы (ибо Советская армия приближалась к Киеву) - ясно только, что к так называемому «матчу смерти» это уже никакого отношения не имело.
Большинство же футболистов мнимого «матча смерти» благополучно скончались в постельках кто в 70-х, кто в 80-х годах, а один аж до 1997 года дотянул.
Вот такие вот пироги с котятами.
PS. Когда я написала и опубликовала эту статью (а это было в конце 2017 года), одна из моих комментаторов написала мне следующее:
"Знаю я про матч смерти. Работала когда-то экскурсоводом и знала больше, чем говорила.
Но не советую увлекаться разоблачением героических мифов. Они - часть культурного поля, и уже не важно, что там было на самом деле. А то, как в "Огоньке" 90-ых: и памфиловцев было не 28, и с Зоей Космодемьянской была история непростая, и Керченский десант был безумием, и одесское подполье было клубом самоубийц. Народ должен знать, как аксиому: за Родину умереть - сладостно и почётно, и никто не забыт, ничто не забыто. И незачем выяснять, в кого там в кустах по нужде свои по ошибке пальнули.
Берём матч смерти. Что имеем в сухом остатке? Люди были арестованы, сидели в лагерях, погибли - от рук врагов во время оккупации. После того, как не раз побили немцев там, где могли, чем вызвали их неудовольствие. Эта история почему-то запомнилась очевидцам и служит моральным уроком? Да, много десятилетий. Ну так и светлая им память".
Но я тем не менее эту статью не удалила и сегодня публикую её и здесь, несмотря на то, что согласна с тем, что разоблачением героических мифов увлекаться не стоит. И пусть нас читатели рассудят.