Когда я пытаюсь вспомнить какие-то особенные подробности работы клуба "Танцы", их набирается не так уж и много. Жизнь наша внутри заведения была яркая и насыщенная. Каждый день по плотности событий равнялся полугоду какого-нибудь обыденного существования. Но при этом, пытаясь бросить из настоящего в прошлое ретроспективный взгляд, глаз не жмурится от каких-то сверх-ярких вспышек. Скорее слегка жмурится от общего теплого и насыщенного сияния.
Лучше всего наверное в качестве летописи жизни клуба в 2009-2010 году послужит выборочный список тех концертов, которые тогда у нас происходили. Это особенно интересно еще и потому что некоторые коллективы, которые очень заметно проявили себя тогда на нашей сцене, давно уже канули в небытие либо изменились до неузнаваемости.
Естественно, я не могу претендовать в своем обзоре на какую-то полноту изложения. Выдерну наугад лишь десяток имен, тогда как мы, при нашем графике ежедневных мероприятий, успели сделать в "Танцах" несколько сотен событий.
Вот, например:
These New Puritans
Я посвящал этому концерту отдельную статью. Уж слишком много всего интересного произошло с этим концертом. Но в общих чертах, благодаря музею Эрмитаж и Дмитрию Озеркову, который тогда только начинал делать выставки ультрасовременного искусства, мы заполучили в свой маленький клуб этих восходящих звезд мировой рок-сцены. Даже потеряв по пути основную часть инструментов, музыканты все равно смогли порвать зал в клочья. Нью-рок это действительно очень мощная по энергетике штука.
Daedelus
Экспериментальный электронщик с культового лэйбла Ninja Tune, орудующий диковинными контроллерами, при этом внешне смахивающий на слегка ополоумевшего и словившего европейский акцент писателя Пушкина. Концерт музыканта пришелся на второй день работы клуба "Танцы". Народу, увы, дошло до нас тогда немного. Все отходили после бурной ночи накануне. Стоит только посочувствовать неявившимся, потому что Daedelus преподал зрителям наглядный урок того, как можно сочетать очень рафинированный и эстетский подход к музыке с умением обращать в пляс любого непосвященного.
La Phaze
Открытие, случившееся благодаря нашей хорошей знакомой Люде Лисичкиной, которая активно сотрудничала с французскими культурными институциями и, будучи очень близкой нам по духу и прекрасно понимая наши вкусы, всегда старалась вытащить на наше обозрение самые сливки современной французской сцены. И не только познакомить нас с ними, но и сделать все, чтобы привоз их в Россию стал реальностью. Если не ошибаюсь, мы привозили De-Phazz дважды. Была бы моя воля, я бы делал их концерты каждый месяц. Потому что ни у кого больше я не встречал такого плотного и энергичного концертного шоу, в котором даб, электроника, панк и рагга-мафин переплетались в собственный саунд, в котором все равно неуловимо присутствовало знаменитое французское хулиганство.
M.O.P.A. (My Own Privatу Alaska)
Еще один "подгон" от Люды Лисичкиной. Французская эмокор-группа, которую мы сами не рискнули привезти в качествепромоутеров. Мы не особенно любили эмо, хотя альбом, который нам дали послушать очеь нас всех впечатлил. Но мы не понимали, как с ними работать и не были уверены, что сможем собрать целевую аудиторию. Группа только-только заявила о себе на европейской сцене и мы даже не могли предположить, насколько они круты. Но за дело взялся наш бармен, Андрей Китаев, который пришел к нам на работу в "Танцы" по старой нашей дружбе со времен "Сочи". В предыдущем нашем клубе Андрей вместе со своим коллегой Ильей Мамаем делали первый российский концерт Dub FX. Они тогда еще организовали собственную компанию Booking Machine. Но вот насколько интересна судьба промоутеров в те годы. Сделав ряд очень успешных привозов, ребята все равно не могли себе позволить жить только на эти деньги и искали подработку. Так Китаев оказался за нашей барной стойкой, и ровно по этому получил такой же доступ к пластинке MOPA. В отличие от нас, он рискнул привезти группу и победил. Это был один из самых проникновенных и многолюдных концертов в клубе. Китаев возил ребят еще несколько раз, пока они не распались. Но, кстати, из хороших новостей: группа недавно собралась снова и в конце года Андрей везет их в Россию.
Japandroids
Неистовый канадский дуэт, которому впору бы собирать и гораздо большие площадки. Но нам повезло оказаться той локацией, где мужчины дали свой концерт в Петербурге. Они появились у нас, благодаря инициативе московского промоутера Виталия Зимина, который и по сей день очень активно привозит в Россию стоящую музыку с самых передовых линий альтернативного музыкального фронта. Вдвоем эти музыканты буквально смяли публику и опрокинули навзничь. Бешеная энергия, направленная в нужное русло.
CherryVata
Очень симпатичный белорусский коллектив, который исполнял затейливый и мелодичный трип-хоп. Я нашел его случайно, на меломанском сервисе dcdnet.ru и прослушав два тогда имеющихся в наличии альбома, нашел контакт ребят и пригласил их выступить. Тогда как раз активно зарождалось белорусское музыкальное движение. Оно было очень пестрым, эклектичным, вобравшим в себя все возможные стили. Но при этом обладало какой-то собственной самобытностью, помноженной на европейский профессионализм. Любой концерт белорусской клубной команды становился явлением. Группа отыграла очень интересный сет, и я пророчил ей большое будущее. Группа, кажется, и правда продолжает существовать, но сколько-нибудь громко о себе не заявляет. Возможно, ждет подходящего момента.
NRKTK
Ну, это уже легендарный проект Жени Горбунова (ныне Интурист и ГШ), чумовое сочетание рока, панка и хип-хопа. Отвязные тексты, много юмора и чуть-чуть абсурда. Своеобразный хип-хоп-дадаизм. Московский ответ группе "Кирпичи", только по-столичному более расслабленный и исполненный гедонизма. Я очень люблю новые проекты Горбунова, но при этом искренне жалею о том, что NRKTK закончились.
Ночные грузчики/Макулатура
Интеллектуальный экзистенциальный рэп, с сэмплами из NIN и цитатами известных философов. Их появление в Петербурге и по сути первый полноценный концерт за историю коллектива случился у нас и во многом по моей инцициативе. В общем, это предмет моей особой гордости и он заслуживает отдельного рассказа. Но если излагать суть вещей коротко, то я также нашел коллектив на dcdnet.ru, каким-то образом вышел на лидера проекта Евгения Алехина и долгое время пытался уговорить его выступить. На тот момент в активе коллектива был всего один и очень неудачный живой концерт, после которого они зареклись вообще не выходить на сцену. Но я уговорил все-таки попробовать. Чтобы артисты не волновались о том, что будет пустой зал, мы сделали концерт с бесплатным входом. Музыканты не получали за выступление ничего, мы же потратились на билеты и проживание. В итоге на концерте было не протолкнуться от поклонников. И все они, о чудо, знали наизусть слова каждой песни. Этот опыт стал настолько воодушевляющим для музыкантов, что они наконец стали выступать. И делают это активно, много и разнообразно до сих пор.
Moremoney
Тонкий, витающий где-то в облаках трип-хопа, проект с вокалисткой Надей Грицкевич, которая впоследствии, после распада коллектива, создала и продолжает заниматься сольным проектом "Наадя", не менее, кстати прекрасным.
В те далекие годы Moremoney были по ощущению своеобразным музыкальным прорывом. Настолько тонко и технично все у них было сделано. Каждый их концерт я задавался вопросом, почему ребята до си пор не подписаны каким-нибудь великим лэйблом типа 4AD.
И, да, в название мне слышалась не англоязычная игра слов, а наше, романтичное и слегка безумное слово "Мореманы", которое гораздо точнее, на мой взгляд, отражает их музыку, направленную через море куда-то за горизонт.
Недавно, кстати, группа объявила о кратковременном воссоединении и дала кажется один концерт. Надеюсь, что им понравилось и они еще вернутся к нам в этом составе.
Younnat
Проект клавишника симпатичной, но давно пропавшей украинской группы LюК, которые, кстати, тоже неоднократно у нас выступали. В свое время этот коллектив называли "Пятницей" с женским вокалом, и прочили LюКам славу, сопоставимую с их земляками. Но по каким-то причинам группа не выдержала испытание на прочность. А вот сайд-проект Олега Сердюка, кажется жив и здоров до сих пор. Это электронный лайв в исполнении одного человека, состоящий из авторских композиций музыканта, которые интересны настолько, что альбомы проекта издаются влиятельными западными и японскими лэйблами. Но еще более интересно с точки зрения концертного шоу, то как Олег исполняет свою музыку. Он использует в качестве миди-контроллеров не стандартные клавиатуры и гаджеты, а вообще любые устройства, которые могут замыкать цепи, отправлять и принимать сигнал. Таким образом, он управляет сэмплами и битами своих треков при помощи штепселей и розеток, лампочек в патронах, старых телевизионных антенн, игрового руля и так далее, до бесконечности. Зрелище безумное и завораживающее. Такой хипстерский киберпанк.
Я еще несколько раз после "Танцев" привозил Олега в Петербург, но последний раз случился казус. Я пригласил его выступить в момент особенно острых отношений между Россией и Украиной. Олег очень хотел приехать, но потом написал мне примерно следующее: "Думаю, бесполезная затея. Меня точно не пропустят на границе. Мой чемодан со всеми этими приборами и в мирное-то время принимали за комплект террориста, а сейчас это и подавно будет проблемой".
В общем, ждем. Ждем мира во всем мире. Ждем, когда соседи перестанут враждовать. Ждем, когда прекрасные коллективы из прошлого решат воссоединиться вновь. Ждем просто хороших концертов, новых имен, старых имен и Музыки с большой буквы М. Даже больше - МУЗЫКИ, набранной капслоком, ВОТ ТАК.