Если спросить любого человека о главных художниках в истории, то в первую очередь назовут именно Леонардо. Сейчас это самый известный художник эпохи Возрождения, который затмевает своей славой таких титанов, как Микеланджело и Рафаэль. Все знают его «Мону Лизу», а ее загадочной улыбке и самому Леонардо регулярно посвящают новые фильмы, книги и исследования.
Мы привыкли называть его универсальным гением, который не только создал прекрасные картины и открыл прием сфумато, но и проявил себя как ученый-изобретатель. Считается, что да Винчи изобрел вертолет, танк, пулемет, водолазный костюм и т.д. Однако это не совсем так. Давайте сегодня разберемся, как родился миф о всемогущем Леонардо да Винчи и почему он затмил других художников Ренессанса.
Первый среди современников?
Сейчас Леонардо да Винчи (1452–1519) – самый известный художник эпохи Ренессанса. Когда мы сравниваем его с великими современниками – Сандро Боттичелли, Рафаэлем Санти и Микеланджело Буонарроти, – то Леонардо кажется «выше их на голову», ведь считается, что он проявил себя абсолютно во всех сферах: анатомии, механике, физике, философии, живописи, архитектуре…
Однако в период XVI–XIX вв. Леонардо да Винчи не почитался как великий художник. В классическом искусстве больше ориентировались на Рафаэля и Микеланджело, а повсеместное восхищение да Винчи началось только в XX веке. Так почему Леонардо да Винчи не величайший гений эпохи Возрождения?
Кто такой универсальный гений?
В XV-XVI вв. существовала идея, что каждый образованный человек должен быть разносторонним, постоянно экспериментировать и стараться превзойти свои предыдущие достижения. Универсальный человек эпохи Возрождения – это и математик, и физик, и поэт, и географ, и, конечно же, художник и архитектор. Поэтому универсальных гениев, подобных Леонардо да Винчи, было немало.
Например, им был Филиппо Брунеллески – флорентийский архитектор, ученый, скульптор и инженер. Он занимался ювелирным делом, спроектировал гигантский купол Флорентийского собора и открыл законы прямой перспективы. То есть Леонардо да Винчи – всего лишь одна фигура в ряде других титанов Ренессанса. И если их сравнивать, то Леонардо можно назвать интересным изобретателем и хорошим организатором праздников, но никак не величайшим гением.
Во всех начинаниях и проектах Леонардо был огромный недостаток: он никогда не доводил свои идеи и эксперименты до конца.
Леонардо да Винчи ничего не изобрел
Вы наверняка слышали, что Леонардо изобрел вертолет, танк, пулемет и водолазный костюм. Однако он почти всегда останавливался на этапе идеи. Он не проводил расчетов и не продумывал чертеж до конца – то ли из-за того, что не получил университетское образование, как его коллеги, то ли из-за того, что слишком быстро увлекался новой идеей.
В 1481 г. Леонардо да Винчи хотел устроиться придворным инженером к миланскому герцогу Людовику Сфорца. В письме он представился военным инженером, которому нет равных. Он описывал, как без труда может создать легкие и прочные мосты, знает, как откачать воду, разрушить любую цитадель, изготовить любое артиллерийское орудие, уверенно пройти с войском в любое место, смастерить легкие повозки. В мирное же время – и только в самую последнюю очередь – он описывал себя как архитектора, скульптора и художника.
Описанные в письме навыки совершенно не соответствовали действительности. Мы знаем, что до Милана Леонардо не создавал ни чертежей, ни конструкций и уж тем более не понимал, как участвовать в военных действиях.
Когда в XX и XXI вв. исследователи попытались, воспользовавшись его чертежами, построить действующие механизмы, то выяснили, что большинство его идей нельзя воплотить в жизнь. Однако некоторые эксперименты увенчались успехом. Например, Адриан Николас в 2000 г. спустился на парашюте Леонардо с высоты в 3000 м (правда, на отметке в 600 м он поменял парашют на современный, поскольку опасался разбиться), но он был выполнен из современных материалов. Остальные же летательные аппараты Леонардо весят более 400 кг, а танки не имеют абсолютно никакого запаса прочности.
То же самое можно сказать и о его анатомических опытах. Еще в 1316 г. (за более чем 100 лет до рождения художника) появился первый учебник по анатомии Мондино де Люччи, а с 1404 г. в Болонье при университете работала анатомическая секция, так что нельзя говорить о том, что Леонардо первым стал исследовать строение человека.
В его кустарных экспериментах (он и его соратники были вынуждены красть трупы для исследований) не было точности и необходимых научных описаний. Да Винчи считал, что «видящий глаз и сам увидит», поэтому приводить объяснения под зарисовкой органов – вещь излишняя. В своих записях он часто повторял одно и то же и практически не приходил к значительным выводам. Хотя надо отметить, что именно Леонардо выяснил, что у человека 32 зуба, а не 36, и именно он впервые подсчитал точное количество позвонков.
Леонардо да Винчи, безусловно, всегда был великим экспериментатором. Его взгляд останавливался на удивительных частностях окружающего мира, которые другие упускали. Однако, если бы он не был художником, мы бы вряд ли узнали о нем.
Леонардо как художник
До нашего времени дошло около 20 законченных живописных произведений Леонардо да Винчи (ученые до сих пор спорят, какие из них действительно принадлежат его кисти). Он часто бросал заказы и не завершал полотна. При этом его картины нельзя назвать лучшими за всю эпоху Возрождения. В трактовке человеческого тела его превзошел Микеланджело, а в гармонии – Рафаэль (поэтому в академическом художественном образовании их копировали больше, чем Леонардо). Тем не менее он одним из первых начал писать маслом и достиг в этой технике больших высот.
Художник открыл прием сфумато, когда краска наносится на холст тончайшими слоями, чтобы получился эффект «дымки». Если до этого многие художники отдавали предпочтение рисунку и четкой линии, то после Леонардо в искусство пришла та самая живописность и впечатление тающих контуров, а также «воздушная перспектива» (чем дальше от нас объект, тем меньше мы различаем его форму и детали, и тем более голубоватым он кажется).
Так почему Леонардо да Винчи стал таким знаменитым?
Феноменальная популярность его искусства – заслуга не очень известного итальянца Винченцо Перуджи, который в 1911 г. решил вернуть «Мону Лизу» обратно на родину, в Италию. Пока в течение двух лет не прекращались поиски картины, газеты успели так «раскрутить» ее неповторимую природу и личность самого Леонардо, что остаток этого флёра мы ощущаем до сих пор. До этого момента «Мона Лиза» даже не считалась лучшим произведением художника. Я думаю, что если бы не это «ограбление века», толпы туристов не стремились бы попасть в Лувр.
Конечно, Леонардо да Винчи – великий художник. Но не лучший, если сравнивать его с другими художниками Ренессанса. Неслучайно в академической иерархии его обгоняли Микеланджело и Рафаэль.
Его также нельзя называть гениальным изобретателем, который основал современную науку. Все эскизы да Винчи – это только наметки для будущих идей. Его исследования в чем-то можно назвать революционными, но из-за отсутствия четкого плана, последовательности и документации они представляют собой лишь попытку человека познать мир, а не серьезное научное исследование.
Так что прежде чем принимать на веру рассказы о величии того или иного гения, полезно сначала разобраться, откуда берутся эти представления. Исследование этого вопроса бывает интереснее детективов
А кто для вас величайшие художники в истории и почему? Обязательно пишите, а мы потом составим рейтинг из ваших упоминаний)
Эпоху Ренессанса можно без оговорок назвать величайшей в истории искусства. Это было время, когда искусство перестало считаться ремеслом, когда появились смелые творцы, в одиночку проектирующие невероятные здания и расписывающие стены фресками, которые до сих вызывают неподдельное восхищение.
О величайших творцах и их шедеврах, а также значении Возрождения в контексте истории искусства вы узнаете на курсе: «Эксперт. От наскальной живописи до Бэнкси».
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!