Известный фильм Василия Шукшина " #калина красная " посвящен описанию психологических тонкостей выбора человека.
Как получилась, что закоренелый преступник, вор-рецидивист Егор Прокудин решил отказаться от прежней деятельности, и стал землю пахать?
Почему он решил пойти против мнения банды, хотя знал о смертельных последствиях своего решения?
Кстати, возникает еще один важный вопрос: почему режиссёр не сделал так, что Прокудин был только ранен и выжил?
#Шукшин тщательно исследует эти вопросы, и скрупулезно показывает зрителям противоречивые процессы в мировоззрении и психике Егора.
Мы видим этапы внутренних изменений главного персонажа фильма. Сначала, сразу после освобождения из тюрьмы он возвращается в свою банду, в так называемую малину.
И вроде бы собирается продолжать прежние воровские дела, но потом начинает сомневаться. Особенно после сообщения о приближении милиционеров и осознания риска возможного возвращения в тюрьму.
- Так, попели, поплясали... Кажется, я действительно займусь сельским хозяйством...
Приезжает в деревню к своей новой знакомой Любе, вспоми6о своей любви к природе.
Происходит острая внутренняя борьба: он то пытается устроиться на законную работу, то возвращается к криминальному гедонизму.
Я нервничаю, потому что мне деньги жгут ляжку. Сто листов, их же надо взлохматить.
Никем я не могу быть больше на этой земле. Только вором.
В конце концов, под влиянием чувств к Любе и общения с её семьёй, Егор твёрдо решает вести мирную крестьянскую сельскую жизнь.
Его разрыв с прошлым символически выражен в жёстком общении с бандитом, которого послал лидер банды Губошлеп. Егор хлещет того по щекам деньгами и разбрасывает их.
Тем самым он словно подавляет часть самого себя, подавляет очень сильную часть своей личности, которая готова была вернуться к преступной деятельности.
Почему бандиты так желали вернуть "своего"?
Мотивация Егора контрастирует с мотивацией лидеров бандитов по прозвищу Губошлеп.
Это ещё один важный вопрос: а зачем Губошлёп решил убить Егора? И зачем так пытался заставить его вернуться в банду? Казалось бы, пусть делает что хочет. Опасности от Егора не исходило, он не угрожал выдать своих прежних сообщников.
Наверняка Губошлепа терзали сомнения: ведь за убийство его рано или поздно могли привлечь правоохранительные органы.
Значит, мотивы у лидера банды были очень сильные, ведь он предвидел всевозможные риски и презрел их.
- Ну пусть он землю пашет, ну ему так нравится!
- Я сдохну, а он будет землю пахать? Где справедливость?
Получается, Губошлепом двигала своеобразное чувство справедливости, завязанное на очень сильные негативные эмоции.
Кроме того, у него были элитаристские убеждения, основанные на принципе неравенства.
- Да не переживай ты за него так! Он же человеком то никогда и не был! Он был мужик. А мужиков, их знаешь, на Руси много.
Таким образом, мотивацию Губошлепа видно достаточно четко. Это антигуманизм и пренебрежение к жизни, тесно связанные с завышенной самооценкой, завистью и фанатизмом.
Но почему Егор погиб?
Ведь Шукшин легко мог сделать так, чтобы Егора только ранили, однако решил показать именно смерть главного героя фильма. Зачем? Может быть, из желания увеличить трагический накал?
Кстати, известно, что после премьеры режиссёр получил несколько писем от воров в законе, которые критиковали его за недостоверность. В этих письмах опровергалось мнение о том, что отошедших от воровской жизни убивают бывшие «коллеги»
Об этом пишет известный исследователь советского кино Фёдор Раззаков.
Получается, что Шукшин в своём фильме показал маргинальную, нестандартную преступную группировку.
Ответ на вопрос о причинах гибели Егора Прокудина звучит в интервью Василия Шукшина, которое он дал в программе "Кинопанорама" за 1974 год (можно найти в Ютубе).
- Есть в жизни закон: "За всё в жизни надо платить, это так. И за то, что Егор, в жилах которого течёт кровь не паразитов, а тружеников, утратил, ушёл от себя, он поплатился. Так случается со всеми нами, по крайней мере я предчувствую здесь справедливый закон жизни. Или это будет физическая смерть, или это будет смерть нравственная. Можно всю жизнь просидеть на стуле, и погибнуть, утрати8то, для чего ты родился ".
Кстати говоря, расплату получил и Губошлеп с другими членами банды, они погибли в реке, куда их столкнул брат Любы на грузовике. Из всей банды спаслась одна Люсьен, бывшая подруга Егора, и она одна протестовала против убийства Прокудина.
Значит, таким образом #Шукшин хотел показать земное возмездие.
Похожие фильмы
В "Калине красной" можно заметить сходство с другим известным советским фильмам, который вышел немного раньше "Джентльмены удачи" (1972).
Там тоже затронута тема перевоспитания преступников, и тоже выражена идея о том, что всё-таки возможно оторваться от прежней жизни измениться к лучшему.
Данная идея присутствует и в фильме 1983 года "Пацаны" - только там речь идет о молодых, малолетних преступников.
А что вы думаете о конфликте Егора с бандой в фильме "Калина красная"?
Если материал интересен, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.