Монахиня задала преподобному старцу Паисию Святогорцу вопрос о покаянии без произволения:
— Геронда, авва Исаак пишет: «Всякое покаяние, совершаемое без произволения, не содержит в себе радости, а также не считается достойным воздаяния» (См. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 2-е. М., 1993. С. 11). Каким образом человек может каяться без своего произволения?
Преподобный старец Паисий Святогорец ответил:
— Речь идёт о человеке, который вынужден покаяться, потому что он пал в глазах других, однако смирения при этом не имеет. Я понимаю слова святого Исаака так.
— То есть бывает покаяние без нашего произволения?
— Да, бывает и вынужденное покаяние. Например, желая избежать неприятных для меня последствий, я прошу, чтобы ты простила меня за то зло, которое я тебе сделал, однако внутренне при этом не меняюсь.
Человек, изощрившийся в лукавстве, делает вид, что покаялся, он ведёт себя с лукавством, с притворной добротой кладёт людям поклоны, просит у них прощения, для того чтобы ввести их в заблуждение.
Однако и когда грешник идёт к духовнику, чтобы рассказать ему о своих грехах, потому что боится попасть в адскую муку, — это тоже не покаяние. То есть для такого человека задача не в том, как бы покаяться, а в том, как бы не попасть в адскую муку!
Настоящее покаяние — осознать свои прегрешения, испытать за них боль, попросить у Бога прощения и после этого поисповедоваться. Таким образом к человеку придёт Божественное утешение.
Поэтому я всегда рекомендую людям покаяние и исповедь. Одну только исповедь я не рекомендую никогда.
Всегда, а особенно сейчас, в святые дни Великого Поста желаем себе и всем нашим читателям не вынужденного, а настоящего покаяния. ©Издательство «Орфограф», 2001-2021📙