Найти тему
История и культура Евразии

О монголо-татарском иге. Было ли оно вообще?

Оглавление

Если следовать фактам, то в русских летописях никогда не упоминалось слово "Иго". Да и вообще, русские княжества жили под управлением собственных князей, что вряд ли можно назвать игом. Максимумом что было, то это внешней управление со стороны ханов Великого Улуса (Золотой Орды).

Первым ввел в оборот термин "Иго", или как он сам писал "иго барбарикус" (варварское иго) в 1479 году польский хронист Ян Длугош. Ввел он его, для обоснования польских притязаний на западно-русские земли:

  • В 1479 году Длугош первым в истории употребил применительно к татарскому владычеству на Руси термин «иго»: «Свергнув варварское иго, [Иван Васильевич] освободился со всеми своими княжествами и землями и иго рабства, которое на всю Московию в течение долгого времени… давило, сбросил» - Википедия
Ян Длу́гош (польск. Jan Długosz, лат. Johannes Longinus; 1 декабря 1415, с. Бжезьница (ныне Паенченский повят, Лодзинское воеводство) — 19 мая 1480, Краков) — польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах.
Ян Длу́гош (польск. Jan Długosz, лат. Johannes Longinus; 1 декабря 1415, с. Бжезьница (ныне Паенченский повят, Лодзинское воеводство) — 19 мая 1480, Краков) — польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах.

Таким образом, именно от поляков пришло само понятие монголо-татарского ига. Им это нужно было, чтобы показать что именно они спасли русские земли от диких варваров.

Далее, русский историк Николай Карамзин в своей "Истории государства Российского" подхватил эту польскую идею и стал рассматривать сюзеренитет монгол как Иго - то есть ярмо.

А уже дальше, этот термин иго пошел во все исторические и литературные труды. Так и возникла теория, о якобы имевшем место монголо-татарском иге.
Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 [12] декабря 1766, Знаменское, Симбирская губерния (либо село Михайловка (Преображенка), Оренбургская губерния) Российская империя — 22 мая [3 июня] 1826, Санкт-Петербург, Российская империя) — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803). Действительный статский советник - Википедия
Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 [12] декабря 1766, Знаменское, Симбирская губерния (либо село Михайловка (Преображенка), Оренбургская губерния) Российская империя — 22 мая [3 июня] 1826, Санкт-Петербург, Российская империя) — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803). Действительный статский советник - Википедия

Но иго это умозрительное заключение зависимости Руси от монгол. А вот сколько же платили русичи монголам в качестве дани.

Изначально, еще при нашествии Батыя (самый пик могущества монгол) с русичей была вытребована дань в размере десятины со всего - с имущества, скота, людей (на войну и в качестве рабов), и даже отдельно, с княжеских жен. То есть 10 %.

Сами монголы в то время налогов не платили - только общественный налог "капчур" на помощь бедным в виде 1 овцы со 100. Также монголы несли ямскую службу, обеспечивая караваны и гонцов лошадьми. Именно ямская служба была очень тяжелой и от нее разорялись целые племена, которые кочевали на караванных путях.

При этом самая многочисленная крестьянская община Руси платила по полгривне с сохи (с конкретного сельскохозяйственного орудия) в год. Полгривны это 100 грамм серебра. Для сравнения - во время царствования Петра Первого крестьяне платили по 1 рублю 14 копеек с каждой души (подушная подать) в крестьянской семье. 1 рубль во времена Петра Первого весил 28 грамм серебра.

То есть, одна крестьянская семья в период господства монгол платила меньше чем в период властвования своей собственной царской династии XVIII века

При этом монголы провели всеобщую перепись и поделили Русь на 43 тьмы. И налог собирался не с каждой семьи, а общий. Это создавало своеобразный "люфт" для оплаты налогов, так как за бедных могли выплатить налог более состоятельные общинники. Не просто так конечно, так как обедневшие крестьяне попадали в зависимость и становились подневольным людом (будущие крепостные).

-3

Так что эта картина С.Иванова "Баскаки" далека от истины. Никогда баскаки сами не собирали дань. Если только, не после захвата восставшего города, как было в Твери в 1327 году. Все налоги собирали княжеские тиуны - управляющие.

А позже и баскаков уже не стало. Великие князья владимирские сами отвозили дань в Орду - 15 тысяч рублей (полторы тонны серебра). При этом Тверь в общую сумму давала 2 тысячи рублей, богатый Новгород также 2 тысячи рублей, Москва - 1 280 рублей. А один город Хаджи-Тархан (Астрахань) платила монголам 1800 рублей дани дирхемами (а это еще больше, так как вес дирхемов был больше). А три китайские провинции, которые принадлежали Великому Улусу (Золотая Орда) платили 4,5 тонны серебра.

А еще для сравнения - при Петре Первом бюджет Российской империи составлял 17 миллионов рублей или 476 тонн серебра. И даже наличие Малороссии и Сибири показывают, что монголам платили не так уже и много

А при Иване Грозном войску платили жалованья на 5 712 кг серебра в год (тогда рубль весил 68 грамм серебра).

Дмитрий Донской уже платил монголам только 4,5 тысяч рублей.

Единственное плохое было в том, что дань собирали раз в 7-8 лет и поэтому набиралась приличная сумма. Из-за этого и возникало недовольство населения, выливавшееся в восстания.

Также, монгольские послы вымогали себе "посулы" (подарки) и суммы были очень большие. Тут степнякам не откажешь в желании наживаться. И туту дело, не в природной жадности, а в том, что монгольским воинам не платили жалование. Вот они и привыкли брать все нахрапом.

Так что действительно русичам приходилось тяжеловато, когда надо было собирать накопившиеся налоги за несколько лет.

Усугубляло ситуацию и то, что монголы часто отдавали сбор дани на "откуп" мусульманским купцам. Они вносили всю сумму налога в ханскую казну и затем начинали собираться налогов столько, сколько душа пожелает.

Конечно это вызывало недовольство. И это недовольство после народных выступлений было услышано ханами Золотой Орды. Именно поэтому сбор дани был отдан в руки русских князей. После этого злоупотреблений стало меньше. Но подарки монгольские послы продолжали требовать - правда во время приезда русских князей в Орду.

И русские князья воспользовались этим для того, чтобы платить меньше и больше оставлять себе. Так как дань платили строгим количеством монет (и редко собольими шкурами), то русские князья собирали серебряные монеты меньшего веса (резана и московка весили чуть больше грамма, а дирхем весил полтора грамма) . И получалось, что отдавая 15 тысяч рублей они отдавали где-то 10 тысяч рублей. Остальное (за вычетом для взяток ордынским финансистам в несколько сотен рублей) они оставляли в свой карман. Особенно умением оставлять часть дани себе славились московские князья. Вот они и больше всех насобирали, что помогло им создать великое княжество Московское.

Так что объективно никакого ига не было. Но русское население действительно испытывало трудности при выплате налогов. Хотя, кто их не испытывает при уплате государству.