Найти тему

Идет бычок качается (разбор жизни Бычка)

Идет бычок качается (разбор жизни Бычка)


Родина слышит,
Родина знает,
Что ее сын на дороге встречает..
Как ты сквозь тучи путь пробиваешь.
Сколько бы черная буря ни злилась,
Будь непреклонным, товарищ!

Стихотворение "Идет бычок качается" посвящено образу Бычка. В нашей литературе не так много образов бычков - тем более положительных бычков. Вот почему данный образ заслуживает самого пристального внимания.

Бычок бычку рознь. Однако, в пестром многообразии бычков интересующий нас Бычок выделяется именно тем, что это не только положительный, но и героический Бычок. Иными словами, перед нами положительный герой в полном смысле этого слова.

-2

Мы застаем Бычка в один из самых сложных и противоречивых периодов его жизни: этот период смело можно назвать переломным. Показательно, что переломный период Бычок встречает уже сложившейся личностью, о чем свидетельствует полное отсутствие указаний на процесс становления его характера. Что мы знаем о прошлом Бычка? Строго говоря, совсем ничего: автор скуп на подробности, не имеющие прямого отношения к изображаемым событиям. Однако, можно все таки предположить, что условия, в которых формировался характер Бычка, не были безоблачными - в противном случае, Бычок вырос бы изнеженными пассивным. Перед нами же закаленный и активный борец, что как раз и свидетельствует о нелегких испытаниях, выпавших на его долю. Видимо раннее детство Бычка прошло в коровнике, в грязи и нечистотах, ведь именно такая обстановка формирует героические характеры бычков, умеющих мужественно встречать удары судьбы.

-3

Итак, с самого начала мы видим Бычка, поставленного в экстремальную ситуация, когда почва уходит из-под ног. Автор сообщает нам, что Бычок идет и при этом качается. На память тут же приходят знакомые с юных лет образы: старик с мальчиком в утлой лодочке из повести Э.Хемингуэя "Старик и море", герои Кландайка из произведений Д.Лондона, грибоедовский Чацкий в его борьбе со светскими условностями, Катерина А.Островского в ее противостоянию "темному царству".

Сознает ли Бычок, что путь, на который он встал, может оказаться гибельным или безрассудно бросается на встречу судьбе? Ответ однозначен: Бычок знает всё. Не потому ли он, как сообщает нам автор, вздыхает на ходу? Ведь тот, кто не задумывается о последствиях, ни в коем случае не вздыхает на ходу, напротив, он "хохочет на ходу"! Бычок не хохочет и Бычок прав. Он словно предвидит возможный трагический исход, причем исход этот представляется ему не какой-то абстрактной угрозой, нет, прозорливому Бычку известно имя подстерегающей его опасности и он прямо заявляет об этом: "Ох, доска кончается..." Слова эти звучат сурово и просто, в них нет страха. Бычок не вскрикивает "ай!" или "ой!", он даже не жалуется "эх!" - он сдержанно констатирует "ох!", подавая другим бычкам (и только ли бычкам?) пример благородной приглушенности эмоций. "Ни стона из его груди!" - сказали бы мы перефразируя известное выражение Н.А.Некрасова. Один только короткий вздох , а ведь как часто мы, попав в гораздо более простую ситуацию, оказываемся не в состоянии справиться с житейскими неурядицами, поддаемся невольному чувству паники и, что греха таить, даже впадаем в истерику!

"Сейчас я упаду", - предупреждает Бычок. Он щадит нас, предохраняя от внезапного стресса, который грозит нам всем в случае непредвиденного падения Бычка. Забота об окружающих - вот неотъемлемая черта этой личности.

Конечно, можно осуждать Бычка за отсутствие оптимизма, за пораженческие тенденции.. Что же, Бычок действительно не идеален, однако, автор произведения подлинный реалист и понимает, что идеальный Бычок, Бычок без недостатков не был бы интересен широкой читательской аудитории. В том то и дело, что данный конкретный Бычок представляет собой полнокровный художественный образ. Это не схема, это живой, как сама жизнь, Бычок, со всеми присущими бычкам слабостями. Да, в нем не хватает оптимизма, но ведь В.Маяковский недаром говорил : "Тот, кто постоянно весел, тот, по-моему, просто глуп!"

Неудивительно, что мудрый Бычок исполнен печали, тем он предстает перед нами более трагической фигурой. Обреченный на падение, идет и идет по раскачивающейся в разные стороны доске, словно бы подтверждая выражение из "Песни о Соколе": Безумству храбрых поем мы песню. Безумство храбрых - вот мудрость жизни!

Поистине, он Сокол тот Бычок, ибо он также безумен - безумен в самом высоком и благородном значении этого слова. Л.Гумилев назвал бы его пассионарием, а стало быть, типично русским Бычком, своего рода национальным героем. Кому как не русским, пассионарность присуща в такой высокой степени! Вспомним А.С.Пушкина с его замечательными словами из "Пира во время чумы": Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю.

Так вот он какой, гуляющий над бездной, знающий о своей обреченности, но все передвигающий и передвигающий копытца по неверной поверхности Бычок! Это ли не тот самый, подлинно революционный тип, о котором в научно-филосовском сборнике "Личность и судьба" (1980 г.) на стр. 281 сказано: "Настойчивые, непреклонные, ни на минуту не упускающие из виду своей цели, смело шагают они на встречу неминуемой гибели... Трагически обреченные лидеры без последователей, полководцы без войска, императоры без подданных!"

...Всего лишь несколько емких поэтических строк, а как ярко мы представляем себе эту недюжинную натуру. Поймут ли его, превознесут или проклянут. Ему это, в сущности, не важно, поскольку в сознании его заложена, должно быть, истинная самооценка - что-то вроде "Смело мы в бой пойдем...и как один умрем". Так будь же непреклонным, товарищ Бычок, что б ни случилось! Ибо так, и только так поступают герои!