2021 год богат на продуктовые события у автогиганта АВТОВАЗа. Но не только события связаны с появлением обновленных автомобилей Chevrolet Niva и LADA Largus. К сожалению, были анонсированы и потери. По данным сообщества "Русский автомобиль", который практически всегда оказывается прав, в конце 2021 года с конвейера сойдет последняя длинная пятидверная Lada Niva Legend (ВАЗ-2131). Почему ее решили снять с производства и чем ее заменят? Подробно в сегодняшней статье
История появления
Короткая версия #Нивы ( #ВАЗ-2121 ) радовала потребителей своей проходимостью, но огорчала вместимостью. В эпоху, когда все на выходные уезжали на дачу, прихватив с собой рассаду и всю семью, приходилось бы делать несколько ходок. Поэтому от Нивы отказывались в пользу более вместительной Классики.
Нива Консул
После перестройки продажи ВАЗ-2121 сильно обвалились и перед конструкторами была поставлена задача подумать о вместительности. Началась проработка 7-местного минивэна, который получил индекс ВАЗ-2120 и имя "Надежда". Чтобы приступить к серьезной проработке конструкции, нужно было ответить на вопрос:
"Выдержит ли база обычной Нивы полуторакратную нагрузку, связанную с превращением в семиместный автомобиль с несущим кузовом?"
Для ответа на этот вопрос было собрано два опытных образца для испытаний под именами "Консул" и "Президент". Они отличались друг от друга только наличием узких дверей.
ВАЗ-2129 вместо ожидания "Надежды"
Испытания прошли успешно. Запаса прочности хватает и можно продолжать разрабатывать ВАЗ-2120 на базе Нивы. Только рынок требовал ускорения и ждать "Надежду" не было времени. Тогда инженеры предложили взять более дешевый и проверенный прототип "Президент" для мелкосерийной сборки в новом производстве ОПП. Так появился автомобиль #ВАЗ-2129 с неофициальным именем "Кедр", который стал длиннее обычной Нивы, но оставался трехдверным.
Появление пятидверной Нивы
"Кедр" выпускался в самое тяжелое время для экономики страны с 1992 по 1994 год. Автомобиль должен был позволить выиграть время для запуска ВАЗ-2120 "Надежда", но с первым минивэном оставалось много проблем и до серийной жизни он еще не дотягивал. В то время рынок начал отворачиваться от удлиненной ВАЗ-2129 из-за неудобства с передними дверями. Люди испытывали огромный дискомфорт с доступом к задним сиденьям. И в 1995 году все в на том же производстве наладили выпуск пятидневной Нивы с заводским индексом #ВАЗ-2131
Ликвидация производства в ОПП
Опытно-промышленное производство находится не на территории АВТОВАЗа. Можно сказать, что это было практически отдельное юр.лицо со своими службами. Хоть трехдверная Нива внешне практически схожа с пятидверной. Но автомобили сильно отличались по уровню качества и технологии производства.
Проблемы с качеством
Если на ВАЗ-2121 решали какую-то проблему, то на ВАЗ-2131 она могла оставаться еще много лет из-за слабой коммуникации между разными производствами. Нивоводы, купившие длинную версию после короткой, не переставали удивляться – насколько разные автомобили по качеству. Именно поэтому трехдверная версия всегда продавалась в разы больше, чем пятидверная. А для Renault это было тревожным сигналом. Появились слухи с переносом сборки ВАЗ-2131 на #АВТОВАЗ к ВАЗ-2121.
Трудозатратное производство
Вызывали вопросы к технологии производства длинной LADA 4x4 5D. Из-за того, что в 90-е старались максимально экономить и собирать из того, что было под рукой готовое. Длинная Нива стала собираться по времени, как какой-нибудь премиальный спорткар под индивидуальный заказ.
Renault с приходом на АВТОВАЗ стал отслеживать и контролировать скорость выпуска автомобиля и количество привлекаемого персонала на выпуск одного автомобиля. ВАЗ-2131 показал ужасные результаты. Ведь оснастка под оригинальные детали для пятидверки не разрабатывалась, и чтобы собрать один автомобиль требовалось:
- Привести с АВТОВАЗа кузов ВАЗ-2121
- Разрезать кузов пополам
- Приварить центральную вставку
- Закрыть накладкой сварные швы
- Запустить сборку на конвейере
Одним кузовом на каждом участке занималась целая бригада. Время на сварку уходило очень много. Да и в 21 веке к такой гаражной конструкции стали возникать вопросы.
Оптимизация затрат на АВТОВАЗе
С приходом нового президента Бу Андерссона в 2015 году началась жесткая политика в отношении оптимизация производства и численности персонала. ОПП закрыли буквально за 1 месяц. 22 декабря по конвейеру пустили последний автомобиль без цветов и торжеств, лишь табличка, сделанная руками рабочих. На ОПП было не до праздника. Через несколько месяцев на этом месте будут пустые корпуса, люди уволены или перераспределены. А сборка ВАЗ-2131 перенесется на АВТОВАЗ. За 20 лет ОПП примерно выпустило 150 тысяч автомобилей ВАЗ-2131.
Переезд на АВТОВАЗ
Многие гадали, куда же перенесут сборку? Думаю, что на самом АВТОВАЗе не знали ответа. Первоначально планировали перенести сборку ВАЗ-2131 в 62 корпус, где собиралась трехдверная ВАЗ-2121. Но для этого пришлось переделывать всю сборочную ветку, так как длинная версия не помещалась бы.
Третья линия конвейера
В 2013 году снимается с производства LADA 2114, которая собиралась с LADA Priora на одной ветке. К 2015 году должны были снять с производства и LADA Priora, освободив место под сборку новинки Lada Vesta. Все планы сломал тогдашний президент завода Бу Андерссон, который принял решение собирать Весту в Ижевске.
В итоге третья линия конвейера с мощностью на 220 тысяч автомобилей в год осталась с полуживой Приорой, которую в год собирают не более 25 тысяч. Вот и решили дополнительно загрузить конвейер двумя моделями #lada 4x4 3d и #lada 4x4 5d
Сборка Приоры с #lada 4x4 проблему загрузки не решила. Модели не собирались даже в 50% от мощности конвейера, что увеличивало себестоимость автомобиля. Вдобавок в 2017 году снимают с производства LADA Priora, и LADA 4x4 остается одна на ветке с мощностью в 25 тысяч автомобилей в год, что считается катастрофой для производства.
Перемонтаж третьей линии конвейера
Вот и пришли к решению прекратить сборку автомобилей ВАЗ-2131 на третьей ветке конвейера. Раз новость появилась только о снятии Lada Niva Legend 5D (ВАЗ-2131), то высока вероятность, что короткую версию Lada Niva Legend 3D (ВАЗ-2121) перенесут на бывший завод GM-AVTOVAZ, где сейчас собирают новинку #niva travel
Вместо третьей линии конвейера скорее всего появится сборочная ветка для новой платформы CMF Альянса "Renault-Nissan", где первый автомобиль В-класса как раз выйдет вначале 2023 года. По данным того же сообщества "Русский автомобиль" – это будет Новая LADA Granta, которая является братом близнецом Dacia Logan.
Подробно об объединении DACIA и #LADA ниже по ссылкам:
🚗 Автобренды LADA и румынская Dacia объединяются. Конец всем вазовским моделям
🚗 Стало известно, какие модели LADA останутся после объединения с румынской Dacia