В сложенном виде это обычный сундук с металлическими ручками по бокам.
Но вот верхняя крышка откидывается влево, и на ней появляется туалетный столик на раскладывающихся ножках.
Крышка столика открывается, превращаясь в зеркало. Под ней обнаруживается множество отверстий, в которых с помощью оригинальных приспособлений прочно закреплены таз, графин для воды, стаканы для умывания, коробочки с туалетными принадлежностями.
Многочисленные ящички на передней и боковых панелях сундука вмещают все, что может понадобиться путешественнику в дороге: постельное белье, посуду, столовые приборы, складные стол и стулья, аптечку, контейнеры для продуктов и даже дорожную плиту.
Всего 233 предмета, часть которых сохранилась и заняла несколько витрин на выставке "Сундук с историей и история с сундуком" в Государственном Эрмитаже.
На примере этого сундука-трансформера можно проследить развитие инженерной мысли и промышленности в Европе конца XIX века.
Хитроумная система трансформации, благодаря которой в сундуке компактно размещается огромное количество всевозможных мелочей, впечатляет.
Уместили даже крупные вещи. Например, складной письменный стол.
К нему прилагается полноценный настольный прибор с колокольчиком на подставке, пресс-папье, градусником, подсвечником, лотком для ручек и карандашей, чернильницей, печатью, перочисткой...
...и два складных стула. Надувные подушки для стульев выполнены из нового для того времени материала — гуттаперчи.
В 1839 году англичане Томас и Чарльз Кларк запатентовали способ "остекления и эмалирования чугуна, полых и других металлических веществ". Во второй половине XIX века эмалированная посуда начинает входить в моду. Металлические чайные чашки с блюдцами, покрытые эмалью, идеальны для дорожного сундука: не разобьются и выглядят симпатично.
Вместительная гомеопатическая аптечка в деревянном ящике дополняется популярным в то время справочником по гомеопатии Бернарда Хиршеля, врача и пионера гомеопатии.
Верхняя секция с правой стороны сундука выдвигается и устанавливается на раскладывающиеся ножки, образуя изголовье походной кровати. На кровати — комплект постельных принадлежностей. Наволочка украшена вышивкой: вензелем "А.А.", увенчанным императорской короной.
Дорожный сундук был подарен наследнику престола, Великому князю Александру Александровичу, будущему Александру III, в 1878 году. Имя дарителя на сундуке тоже указано: "Invention capitaine Kosztovits" ("Изобретение капитана Костовича").
Огнеслав Стефанович Костович — серб по происхождению. Он родился в Австро-Венгрии в 1848 (по другим данным, 1851) году. Окончил в Белграде Высшее техническое училище и судовладельческую школу, увлекался изобретательством, имел разносторонние интересы.
В начале русско-турецкой войны 1877-1878 годов участвовал в организации переправы русских войск через Дунай на принадлежавшем его отцу пароходе "Аида", рискуя попасть под обстрелы турецкой артиллерии и репрессии австро-венгерских властей.
В 1877 году пароход капитана Костовича был обстрелян турецким броненосцем и затонул. Команду "Аиды" спас русский минный катер. Костович был контужен, потерял левый глаз и продолжать службу на флоте уже не мог.
"Не имея возможности, вследствие болезни, принимать до конца активное участие в последней войне, я во время выздоровления отдался окончательной разработке своих изобретений, относящихся до военной и морской специальностей, каковыми усиленно занимался в продолжении нескольких лет. Эти изобретения следующие: подводная миноносная рыба-лодка, универсальный регулятор скорости для паровых судов, военно-полевой чемодан с палаткой и подвижной бруствер для прикрытия полевой артиллерии... ," — пишет Костович в своих воспоминаниях.
Военно-полевой чемодан с палаткой — это тот самый дорожный сундук, который изобретатель преподнесет в подарок наследнику престола Александру Александровичу, когда в 1878 году эмигрирует в Россию.
"Поехать в общее славянское отечество Россию" Костович называл своей "задушевной мечтой". Он хотел, чтобы его изобретения помогли российской армии побороть "злейшего врага славян".
Но у австро-венгерской администрации на разработки Костовича были свои планы. В 1878 году изобретателя вызвал министр-президент Тиссы и потребовал у него посвятить все изобретения королю Францу Иосифу. Когда Костович отказался передать чертежи за крупное вознаграждение, в ход пошли угрозы. Капитану припомнили помощь российской армии, пригрозили лишением гражданства. Угрозы тоже не возымели действия. В ответ на это пришло распоряжение о высылке Костовича за пределы Австро-Венгерской империи.
Лишенный гражданства и патента капитана, оставив жену и трех дочерей на попечение старшего брата, Огнеслав Костович с одним чемоданом и небольшой суммой денег приехал в Петербург и поселился в меблированных комнатах в Троицком переулке.
В октябре 1878 года он подал прошение на имя наследника престола великого князя Александра Александровича, в котором рассказал о своих изобретениях. Он предложил Морскому ведомству сконструированный им "морской универсальный регулятор" — прибор для уравнивания хода судовых машин во время качки и проект миноносной рыбы-лодки, предназначенной для охраны судов от нападения вражеских кораблей. Для себя попросил российское подданство и патент капитана взамен утраченного и в Австро-Венгрии. Вероятно, тогда же наследнику престола был преподнесен военно-полевой чемодан необычной конструкции.
Проект миноносной рыбы-лодки рассмотрели на заседании Ученого отделения Морского технического комитета в ноябре 1878 года, обнаружили в нем много уязвимых мест. Костович с замечаниями согласился, попросил денег на доработку проекта. Ни денег, ни российского подданства он не получил, зато в полной мере познал все прелести военной бюрократии.
Огнеслав Стефанович (или, как он стал называть себя в России, Игнатий Степанович) Костович не унывал. Тяжелое материальное положение не заставило его отказаться от изобретательской деятельности. Он был постоянным посетителем Публичной библиотеки, посещал технические кружки и заседания "Императорского Русского технического общества", где познакомился с Д. И. Менделеевым и А. Ф. Можайским. Именно там он увлекся идеями воздухоплавания.
Увлекся настолько, что уже в августе 1879 года представил членам "Первого русского общества воздухоплавателей" собственный проект полужесткого дирижабля с бензиновым мотором. Кстати, о моторе. Именно Костович первым в мире создал двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе, в котором применяется электрическое зажигание горючей смеси.
На свои средства изобретатель приобрел на правом берегу Невы участок со зданием, где организовал производство специальной водонепроницаемой прочной ткани, пропитанной специальной жидкостью. Формулу жидкости он разработал совместно с Д. И. Менделеевым.
Из водонепроницаемой ткани Костович планировал изготовить оболочку для строящегося дирижабля. Ее же предполагал использовать для изготовления воздушных шаров и водолазных понтонов, предназначенных для подъема затонувших судов. Рубашку, пошитую из такой ткани, изобретатель включил в разработанную им конструкцию автономного водолазного скафандра, в котором водолаз мог находиться в воде непрерывно течение шести часов.
Среди изобретений Костовича — особый клей-цемент и фанера, пропитанная специальным химическим составом, названная им "арборитом". Арборит отличался особой прочностью, легкостью и водонепроницаемостью. Его применяли в производстве всевозможной тары: бочек для вина и керосина, ящиков, сундуков. Костович принимал заказы на изготовление корпусов шлюпок и катеров, корабельных мачт из арборита.
После начала Первой мировой войны он предложил Военному министерству проект летающей лодки — биплана. Ее корпус изобретатель планировал изготовить из арборита, денег просил лишь на приобретение мотора. Их, как обычно, не нашлось.
Средства, которые Костовичу удавалось выручить от продажи своих изобретений, он тут же вкладывал в новые разработки. Спонсоров, симпатизировавших его изобретательской деятельности, было немного. Один из них — адмирал С. О. Макаров.
Огнеслав Костович умер 30 декабря 1916 года в Петрограде, в обычном номере гостиницы "Москва", в который переехал незадолго до смерти, и был похоронен на Преображенском кладбище.
Из многочисленных изобретений Костовича сохранился только уникальный дорожный сундук, бережно хранимый сотрудниками Государственного Эрмитажа.
Увидеть его можно на выставке "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Синей спальне Зимнего дворца до 26 сентября 2021 года. Выставка доступна для самостоятельного осмотра по входному билету на маршрут № 2.
Понаблюдать за тем, как раскладывается уникальный дорожный сундук Александра III, можно в коротком фильме "Сундуки, или с С чего начинается мебель" на youtube.
Использованная литература:
И. А. Быховский. Рассказы о русских кораблестроителях. — Ленинград: Судостроение, 1966.
В. П. Захаров. Первые военные аэродромы. — Москва: Воениздат, 1988.