Найти в Дзене

Дорожный сундук Александра III и непростая судьба его создателя

В сложенном виде это обычный сундук с металлическими ручками по бокам.

Сундук походный. 1787-1788 гг. Мастерская Иоганна Фельбера. Будапешт. Автор проекта О. С. Костович. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Сундук походный. 1787-1788 гг. Мастерская Иоганна Фельбера. Будапешт. Автор проекта О. С. Костович. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

Но вот верхняя крышка откидывается влево, и на ней появляется туалетный столик на раскладывающихся ножках.

Сундук походный. 1787-1788 гг. Мастерская Иоганна Фельбера. Будапешт. Автор проекта О. С. Костович. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Сундук походный. 1787-1788 гг. Мастерская Иоганна Фельбера. Будапешт. Автор проекта О. С. Костович. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

Крышка столика открывается, превращаясь в зеркало. Под ней обнаруживается множество отверстий, в которых с помощью оригинальных приспособлений прочно закреплены таз, графин для воды, стаканы для умывания, коробочки с туалетными принадлежностями.

Туалетный столик дорожного сундука Александра IIi. Мастерская Иоганна Фельбера. Будапешт. Автор проекта О. С. Костович. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Туалетный столик дорожного сундука Александра IIi. Мастерская Иоганна Фельбера. Будапешт. Автор проекта О. С. Костович. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

Многочисленные ящички на передней и боковых панелях сундука вмещают все, что может понадобиться путешественнику в дороге: постельное белье, посуду, столовые приборы, складные стол и стулья, аптечку, контейнеры для продуктов и даже дорожную плиту.

"Chapeau épaulettes et porte-épée" яндекс-переводчик перевел с французского как "шляпы, погоны и портупеи". Походный сундук Александра III. Детали
"Chapeau épaulettes et porte-épée" яндекс-переводчик перевел с французского как "шляпы, погоны и портупеи". Походный сундук Александра III. Детали

Всего 233 предмета, часть которых сохранилась и заняла несколько витрин на выставке "Сундук с историей и история с сундуком" в Государственном Эрмитаже.

Плоские штофы для коньяка, уксуса, масла. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Плоские штофы для коньяка, уксуса, масла. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

На примере этого сундука-трансформера можно проследить развитие инженерной мысли и промышленности в Европе конца XIX века.

Плита походная. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Плита походная. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

Хитроумная система трансформации, благодаря которой в сундуке компактно размещается огромное количество всевозможных мелочей, впечатляет.

Коробки из оцинкованного металла для чая, кофе, специй. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Коробки из оцинкованного металла для чая, кофе, специй. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

Уместили даже крупные вещи. Например, складной письменный стол.

Стол складной со встроенной чернильницей. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Стол складной со встроенной чернильницей. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

К нему прилагается полноценный настольный прибор с колокольчиком на подставке, пресс-папье, градусником, подсвечником, лотком для ручек и карандашей, чернильницей, печатью, перочисткой...

Настольный прибор. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Настольный прибор. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

...и два складных стула. Надувные подушки для стульев выполнены из нового для того времени материала — гуттаперчи.

Стулья складные. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Стулья складные. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

В 1839 году англичане Томас и Чарльз Кларк запатентовали способ "остекления и эмалирования чугуна, полых и других металлических веществ". Во второй половине XIX века эмалированная посуда начинает входить в моду. Металлические чайные чашки с блюдцами, покрытые эмалью, идеальны для дорожного сундука: не разобьются и выглядят симпатично.

Эмалированные металлические чайные чашки с блюдцами. Австро-Венгрия. Фирма B&W. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Эмалированные металлические чайные чашки с блюдцами. Австро-Венгрия. Фирма B&W. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

Вместительная гомеопатическая аптечка в деревянном ящике дополняется популярным в то время справочником по гомеопатии Бернарда Хиршеля, врача и пионера гомеопатии.

Ящик для гомеопатической аптечки с пузырьками. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Ящик для гомеопатической аптечки с пузырьками. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

Верхняя секция с правой стороны сундука выдвигается и устанавливается на раскладывающиеся ножки, образуя изголовье походной кровати. На кровати — комплект постельных принадлежностей. Наволочка украшена вышивкой: вензелем "А.А.", увенчанным императорской короной.

Пуховая подушка с наволочкой. Австро-Венгрия. Россия. 1877-1881 гг. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Пуховая подушка с наволочкой. Австро-Венгрия. Россия. 1877-1881 гг. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

Дорожный сундук был подарен наследнику престола, Великому князю Александру Александровичу, будущему Александру III, в 1878 году. Имя дарителя на сундуке тоже указано: "Invention capitaine Kosztovits" ("Изобретение капитана Костовича").

Дорожный сундук Александра III. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Дорожный сундук Александра III. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

Огнеслав Стефанович Костович — серб по происхождению. Он родился в Австро-Венгрии в 1848 (по другим данным, 1851) году. Окончил в Белграде Высшее техническое училище и судовладельческую школу, увлекался изобретательством, имел разносторонние интересы.

В начале русско-турецкой войны 1877-1878 годов участвовал в организации переправы русских войск через Дунай на принадлежавшем его отцу пароходе "Аида", рискуя попасть под обстрелы турецкой артиллерии и репрессии австро-венгерских властей.

В 1877 году пароход капитана Костовича был обстрелян турецким броненосцем и затонул. Команду "Аиды" спас русский минный катер. Костович был контужен, потерял левый глаз и продолжать службу на флоте уже не мог.

"Не имея возможности, вследствие болезни, принимать до конца активное участие в последней войне, я во время выздоровления отдался окончательной разработке своих изобретений, относящихся до военной и морской специальностей, каковыми усиленно занимался в продолжении нескольких лет. Эти изобретения следующие: подводная миноносная рыба-лодка, универсальный регулятор скорости для паровых судов, военно-полевой чемодан с палаткой и подвижной бруствер для прикрытия полевой артиллерии... ," — пишет Костович в своих воспоминаниях.

Военно-полевой чемодан с палаткой — это тот самый дорожный сундук, который изобретатель преподнесет в подарок наследнику престола Александру Александровичу, когда в 1878 году эмигрирует в Россию.

Стекла для палатки в футляре. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Стекла для палатки в футляре. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

"Поехать в общее славянское отечество Россию" Костович называл своей "задушевной мечтой". Он хотел, чтобы его изобретения помогли российской армии побороть "злейшего врага славян".

Но у австро-венгерской администрации на разработки Костовича были свои планы. В 1878 году изобретателя вызвал министр-президент Тиссы и потребовал у него посвятить все изобретения королю Францу Иосифу. Когда Костович отказался передать чертежи за крупное вознаграждение, в ход пошли угрозы. Капитану припомнили помощь российской армии, пригрозили лишением гражданства. Угрозы тоже не возымели действия. В ответ на это пришло распоряжение о высылке Костовича за пределы Австро-Венгерской империи.

Лишенный гражданства и патента капитана, оставив жену и трех дочерей на попечение старшего брата, Огнеслав Костович с одним чемоданом и небольшой суммой денег приехал в Петербург и поселился в меблированных комнатах в Троицком переулке.

В октябре 1878 года он подал прошение на имя наследника престола великого князя Александра Александровича, в котором рассказал о своих изобретениях. Он предложил Морскому ведомству сконструированный им "морской универсальный регулятор" — прибор для уравнивания хода судовых машин во время качки и проект миноносной рыбы-лодки, предназначенной для охраны судов от нападения вражеских кораблей. Для себя попросил российское подданство и патент капитана взамен утраченного и в Австро-Венгрии. Вероятно, тогда же наследнику престола был преподнесен военно-полевой чемодан необычной конструкции.

Проект миноносной рыбы-лодки рассмотрели на заседании Ученого отделения Морского технического комитета в ноябре 1878 года, обнаружили в нем много уязвимых мест. Костович с замечаниями согласился, попросил денег на доработку проекта. Ни денег, ни российского подданства он не получил, зато в полной мере познал все прелести военной бюрократии.

О. С. Костович в своей лаборатории. 1883 год. Источник И. А. Быховский "Рассказы о русских кораблестроителях". — Ленинград: Судостроение, 1966.
О. С. Костович в своей лаборатории. 1883 год. Источник И. А. Быховский "Рассказы о русских кораблестроителях". — Ленинград: Судостроение, 1966.

Огнеслав Стефанович (или, как он стал называть себя в России, Игнатий Степанович) Костович не унывал. Тяжелое материальное положение не заставило его отказаться от изобретательской деятельности. Он был постоянным посетителем Публичной библиотеки, посещал технические кружки и заседания "Императорского Русского технического общества", где познакомился с Д. И. Менделеевым и А. Ф. Можайским. Именно там он увлекся идеями воздухоплавания.

Увлекся настолько, что уже в августе 1879 года представил членам "Первого русского общества воздухоплавателей" собственный проект полужесткого дирижабля с бензиновым мотором. Кстати, о моторе. Именно Костович первым в мире создал двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком топливе, в котором применяется электрическое зажигание горючей смеси.

Монтаж О. С. Костовичем созданного им бензинового двигателя. Источник И. А. Быховский "Рассказы о русских кораблестроителях". — Ленинград: Судостроение, 1966.
Монтаж О. С. Костовичем созданного им бензинового двигателя. Источник И. А. Быховский "Рассказы о русских кораблестроителях". — Ленинград: Судостроение, 1966.

На свои средства изобретатель приобрел на правом берегу Невы участок со зданием, где организовал производство специальной водонепроницаемой прочной ткани, пропитанной специальной жидкостью. Формулу жидкости он разработал совместно с Д. И. Менделеевым.

Дом на правом берегу Невы, в котором размещались завод-мастерская и квартира О. С. Костовича. Источник И. А. Быховский "Рассказы о русских кораблестроителях". — Ленинград: Судостроение, 1966.
Дом на правом берегу Невы, в котором размещались завод-мастерская и квартира О. С. Костовича. Источник И. А. Быховский "Рассказы о русских кораблестроителях". — Ленинград: Судостроение, 1966.

Из водонепроницаемой ткани Костович планировал изготовить оболочку для строящегося дирижабля. Ее же предполагал использовать для изготовления воздушных шаров и водолазных понтонов, предназначенных для подъема затонувших судов. Рубашку, пошитую из такой ткани, изобретатель включил в разработанную им конструкцию автономного водолазного скафандра, в котором водолаз мог находиться в воде непрерывно течение шести часов.

Среди изобретений Костовича — особый клей-цемент и фанера, пропитанная специальным химическим составом, названная им "арборитом". Арборит отличался особой прочностью, легкостью и водонепроницаемостью. Его применяли в производстве всевозможной тары: бочек для вина и керосина, ящиков, сундуков. Костович принимал заказы на изготовление корпусов шлюпок и катеров, корабельных мачт из арборита.

После начала Первой мировой войны он предложил Военному министерству проект летающей лодки — биплана. Ее корпус изобретатель планировал изготовить из арборита, денег просил лишь на приобретение мотора. Их, как обычно, не нашлось.

О. С. Костович в последние годы его жизни. Источник И. А. Быховский "Рассказы о русских кораблестроителях". — Ленинград: Судостроение, 1966.
О. С. Костович в последние годы его жизни. Источник И. А. Быховский "Рассказы о русских кораблестроителях". — Ленинград: Судостроение, 1966.

Средства, которые Костовичу удавалось выручить от продажи своих изобретений, он тут же вкладывал в новые разработки. Спонсоров, симпатизировавших его изобретательской деятельности, было немного. Один из них — адмирал С. О. Макаров.

Огнеслав Костович умер 30 декабря 1916 года в Петрограде, в обычном номере гостиницы "Москва", в который переехал незадолго до смерти, и был похоронен на Преображенском кладбище.

Из многочисленных изобретений Костовича сохранился только уникальный дорожный сундук, бережно хранимый сотрудниками Государственного Эрмитажа.

Миниатюрная терка из дорожного сундука Александра III. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года
Миниатюрная терка из дорожного сундука Александра III. Австро-Венгрия. До 1878 г. Выставка "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Государственном Эрмитаже. Март 2021 года

Увидеть его можно на выставке "Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III" в Синей спальне Зимнего дворца до 26 сентября 2021 года. Выставка доступна для самостоятельного осмотра по входному билету на маршрут № 2.

Понаблюдать за тем, как раскладывается уникальный дорожный сундук Александра III, можно в коротком фильме "Сундуки, или с С чего начинается мебель" на youtube.

Использованная литература:

И. А. Быховский. Рассказы о русских кораблестроителях. — Ленинград: Судостроение, 1966.

В. П. Захаров. Первые военные аэродромы. — Москва: Воениздат, 1988.