Что очень часто смущает человека, когда он только-только начинает жить церковной жизнью? Расписание. В Церкви, понятно, очень много чего регламентировано: иерархическое устройство, богослужебный круг, каноны, уставы, посты. Но самое главное: на первый взгляд кажется, будто естественные человеческие эмоции, нечто иррациональное и вроде бы не поддающееся правилам, системе, в эту систему загоняются? Мы молимся по расписанию, то есть говорим с Богом в определенное время, а не тогда, когда хочется. Мы благодарим в строго отведенное время богослужения. И каемся мы тоже в определенные дни и часы, а на первой неделе поста призваны к сугубому покаянию во время богослужений, за которыми читается канон Андрея Критского. А что если я не имею покаянного настроения? А что если оно приходит ко мне в другое время? Получается, для меня поход в храм бесполезен, правильно?
Нет, думаю, что неправильно. Святые отцы – я эти цитаты многократно приводил – говорят о том, что чувства нужно воспитывать. Для выработки здоровых чувств и преодоления нездоровых нужна дисциплина, расписание, самопринуждение наконец, вслед за которыми придет здоровая привычка. Конечно, все это бесполезно без изначально устремления к Богу, без желания говорить с Ним. Но одного этого стремления и желания тоже недостаточно – нужен труд, венцом которого будет обогащенная радость. Можно привести примеры. Многие психологи советуют родителям (особенно отцам), загруженным работой, выделять время на общение с детьми. Мы ведь не говорим, что родители любят детей по расписанию. Просто их любовь становится более упорядоченной, подкрепленной некоторым трудом. Тоже самое можно сказать и об отношениях между супругами – муж и жена должны выкраивать время, чтобы поговорить друг с другом, устанавливать буквально какое-то расписание.
Именно поэтому я призываю вас не отвергать предоставленной Церковью возможности и прийти в эти дни в храм – послушать великое произведение христианской поэзии канон Андрея Критского. Как писал епископ Вениамин (Милов), «Речь св. Андрея настолько трогательна, что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает самые окаменелые, черствые сердца и никому не попускает отчаиваться в спасении».