Великий пост на пороге…
Его часто сравнивают с марафоном или просто с длинной дорогой, на которой есть важные остановки, более сложные и более легкие участки. А я бы предложил другую метафору: великий пост – это большой проект, только не коллективный, а личный. Есть такое филсоофское понятие «человек как проект»: оно означает, что человек в полном смысле слова становится человеком, самореализуется только в перспективе какой-то цели. Мы не можем судить его, исходя из того, что он представляет сейчас. Мы можем оценивать его, исходя из того, чего он хочет достичь и какие усилия для этого предпринимает.
По-моему, в аскетике и в том числе в нашем маленькогм великопостном подвиге многое построено на «проектировании». Перед тем, как приступить к делу, мы должны правильоценить наличные ресурсы: на что мы способны, на что неспособны, хватит ли нам здоровья и моральных сил, что сможет нам помочь, а что помешает. Потом мы должны составить план, посоветовавшись с опытными людьми: Церковь, ее предписания, ведь только задают рамку для наших действий, а конкретную последовательность действий мы составляем сами. Что происходит с планом потом? Мы должны представить его на суд – только не человеческий, а Божий. Нужно честно в своей молитве обратиться к Богу, раскрыв свои намерения, в надежде получить ответ…
Но какова цель нашего проекта? Что мы должны получить в итоге? Можно сказать «нового человека». Но это не совсем точно. Во-первых, потому что это цель не поста, а всей жизни, которая есть одно большое аскетическое поприще. А во-вторых, потому что это и не достижимо за столь короткий период. Наш проект можно будет считать удачным, если нам удастся хоть чуть-чуть сдвинуть с места наш обычный образ жизни. У человека есть устоявшиеся привычки и далеко не все они хорошие и полезные. А Великий пост обрубает привычки и прививает новые – более полезные. Наш ум и тело привыкают к новому. Вот если после поста хотя бы некоторые из «постных» привычек останутся, можно сказать, что наш проект успешен. Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, «Насильственная борьба против порочных навыков вменяется Богом человеку в мученичество, и одержавший в этой борьбе победу венчается венцом исповедников, как подвизающийся ради закона Христова».