У нас с подругой как-то вышел спор про детей. Она искренне считает, что детей нужно ограждать от всякой ерунды, льющейся с экранов и других мест, чтобы дети выросли людьми. Но я не верю в живительную силу запретов.
Дети, чтобы вы понимали, это такие люди, у которых всё, как у взрослых: и желания, и потребности, и даже ум с фантазией и сообразительностью, а вот жизненного опыта ноль.
В связи с этим дети порой творят всякую дичь. Не от недостатка ума или чего-то ещё. Они просто не знают, что если сделать так-то и так - будет вот это.
Если в 8 утра выходного дня вас будят оглушительной канонадой непонятных звуков, то вы, обладая железобетонной нервной системой опытной матери, не бросаетесь к месту событий, а не открывая глаз, начинаете прикидывать, что может издавать подобные звуки. Фен? Дрель? Реактивный самолёт? Кот?
А вот и нет.
Спустя пару минут из санузла появляется ребёнок с круглыми глазами. Я так написала, как будто дети и впрямь оттуда появляются, но на самом деле процесс сложнее, не будем сейчас углубляться.
И вы задаёте вопрос этому, свежепоявившемуся:
- Что ел?
- Помидор... и молоко пил. А что, нельзя?
Нельзя. Взрослый знает. Ребёнок - нет.
Что нужно питаться свежей и полезной пищей, мы в курсе. А что некоторые продукты нельзя смешивать, только-только открыли.
...Вы можете дойти до нервного тика, объясняя ребёнку, как надо делать. Но пока он не сообразит, как делать не надо, толку не будет.
С вещами нематериальными это работает так же. Не надо демонстративно выключать телевизор и падать в обморок при звуках песен всяких элджеев.
Как сказала одна моя преподавательница сто лет назад:
"Ребёнок может заниматься ерундой. Но он должен понимать, что это ерунда".
А потому - не запрещать. Просто показывать обе стороны медали, подобно тому, как в древности в школу приводили пьяницу - чтоб дети увидели, как не надо. Пусть испугаются.
Короче, мораль: зря Дом-2 закрыли. Его надо было смотреть и детям показывать. И внушать серьёзным голосом: не будешь учиться – тоже вот так вот будешь! Страшно же, ну.