Когда на нашем сайте появились первые видео, на которых мои 3-х летние ученики читают с листа и играют двумя руками довольно непростые произведения что же я получила от коллег? Кучу гневных рецензий!
Коллеги были возмущены: дети «не держат руку», играют «неровным звуком, не всегда ритмично», и «не соблюдают фразировку».
Но скажите, зачем говорить о «руке» и «фразировке» в три года?!
Малыши, еще не научившись толком даже говорить, способны читать нотный текст и играть на фортепиано, используя 10 пальцев обеих рук. При этом чувствуют они себя уверенно и комфортно – как будто играют в игрушки!
Похоже, преподаватели-профессионалы так и не поняли, что они увидели.
Чтобы научиться ходить и бегать, ребенок вначале ползает и падает – и никому не приходит в голову критиковать его за это.
Откуда же у педагогов уверенность, что ученики с первых же шагов обязаны двигаться балетным шагом? Откуда такое противоестественное представление о развитии навыков?
По их мнению, дети не имеют права формировать навык постепенно, а должны буквально рождаться с «округлыми» руками и знанием нот.
И если трёхлетний малыш не способен соблюдать ритм и фразировку, «значит, его учат неверно - а так нельзя учить вообще!» Либо он играет идеально – либо никак!
Что ж, результат налицо: подавляющее большинство детей никак и не играет.
Зачем тратить время на “толпу бездарностей”, если можно взять талантливых учеников и на них сделать себе имя?
Таким был девиз любого преподавателя музыки. В целом, таким он остался и сейчас.
Как правило, музыкальные таланты сами проявляются с раннего детства. Они исключительно удобны для педагога: можно не ломать голову над специальными методами, чтобы развить слух или музыкальную память.
Задача упрощается: используя уже готовые способности ученика, развить его технику игры на инструменте и помочь выйти на профессиональный уровень.
Представьте себе цветовода, который боится выращивать цветы из семян. Он покупает готовые цветущие кусты, немного доращивает их – и гордится роскошными растениями.
И так уверовал в свою методу, что объявил семена немыслимой и бесполезной выдумкой!
Подобно ему, музыкальные педагоги объявили выдумкой ученика без способностей. Они не захотели сеять семена - создавать, «выращивать» слух, музыкальную память, интонирование голосом, чувство ритма.
Критерием отбора в музыкальные школы стали природные музыкальные способности. На протяжении столетий поступающие проходили специальные тесты, где они должны были спеть мелодию, простучать определенный ритм, отгадать по слуху звуки или интервалы.
Но главным препятствием, «фильтром» для недостаточно одаренных детей был… сам процесс обучения. Он был сознательно ориентирован на тех, кто не нуждается в развитии музыкального слуха.
Факт: с тех пор музыкальная педагогика ничуть не изменилась! Она ориентирована исключительно на одаренных людей, и не оставляет никаких шансов остальным – даже если они очень этого хотят.
Музыкально образование не захотело стать тем, чем должно быть - просветительской деятельностью.
Нетерпимость к ошибкам и погрешностям в исполнении начинающих.
Презрительное отношение к «дилетантизму» и «любительщине» - по сути, неспособность понять, что музыка нужна каждому человеку для его личного духовного и творческого роста.
Оно безответственно обособилось с избранными – и, по большому счёту, перестало быть педагогикой
В нашем музыкальном образовании, как в отсталой экономике, нет «среднего класса» – есть лишь узкая элита и совершенно безграмотное большинство.
И никто не хочет понять: эта ситуация - путь к деградации и упадку музыкального искусства.
Музыкальное обучение – это не использование, а осознанное создание музыкальных способностей у любого человека.
Наталия Жиляева.
Музыкальное образование – это не использование, а осознанное создание музыкальных способностей у любого человека.
2 апреля 20212 апр 2021
22
3 мин