Найти в Дзене

Что могло стать "последней каплей"? О трагическом уходе Юлии Друниной

В далёком уже 1991-м году я как-то открыла свежий номер журнала "Работница". В нём была статья о самоубийстве поэтессы Юлии Друниной. Это было неожиданно и горько. Стихи Друниной я любила. Знала наизусть много военных. Нравилась и послевоенная лирика. Почему она решилась на такой шаг? Она же сильная, всю войну прошла! Вспомнилось, как в школе, в 10 классе, мы ко Дню Победы подготовили литературно-музыкальную композицию по её фронтовым стихам. Читали "Зинку", "Бинты", "Я только раз видала рукопашный". Мне и учить не пришлось - знала наизусть. Дома у нас был небольшой томик стихов Друниной с фотографией. Вроде совсем недавно это было. Что же могло случиться? В статье было стихотворение. Вот это. Ветераны в подземных
Дрожат переходах.
Рядом — старый костыль
И стыдливая кепка.
Им страна подарила
«Заслуженный отдых»,
А себя пригвоздила
К бесчестию крепко. Только как позабуду
Отчаянных, гордых
Молодых лейтенантов,
Солдатиков юных?..
Ветераны в подземных
Дрожат переходах,
И давно в

В далёком уже 1991-м году я как-то открыла свежий номер журнала "Работница". В нём была статья о самоубийстве поэтессы Юлии Друниной. Это было неожиданно и горько.

Стихи Друниной я любила. Знала наизусть много военных. Нравилась и послевоенная лирика.

Фото из источников Интернета
Фото из источников Интернета

Почему она решилась на такой шаг? Она же сильная, всю войну прошла!

Вспомнилось, как в школе, в 10 классе, мы ко Дню Победы подготовили литературно-музыкальную композицию по её фронтовым стихам. Читали "Зинку", "Бинты", "Я только раз видала рукопашный". Мне и учить не пришлось - знала наизусть. Дома у нас был небольшой томик стихов Друниной с фотографией.

Вроде совсем недавно это было. Что же могло случиться?

В статье было стихотворение. Вот это.

Ветераны в подземных
Дрожат переходах.
Рядом — старый костыль
И стыдливая кепка.
Им страна подарила
«Заслуженный отдых»,
А себя пригвоздила
К бесчестию крепко.

Только как позабуду
Отчаянных, гордых
Молодых лейтенантов,
Солдатиков юных?..
Ветераны в подземных
Дрожат переходах,
И давно в их сердцах
Все оборваны струны.

Ветераны в глухих
Переходах застыли.
Тихо плачут монетки
В кепчонке помятой.
Кепка с медью —
Осиновый кол на могиле,
Над могилою нашей
Распятой...

1991

... И сейчас, когда думаю о 90-х, возникают не самые радужные воспоминания. Грязные ларьки, толпы цыган на вокзале, криминальные разборки в центре Красноярска. Марши протеста, забастовки. Да, с этим временем у моего поколения тоже свои счёты... Но мы-то тогда были молоды!

А каково было тем, чья юность пришлась на военное лихолетье... Думаю, никто из ветеранов не мог равнодушно видеть, "как обескровлен, обессилен колосс на глиняных ногах," - так с болью писала Друнина о своей стране, раздираемой гражданской войной, разборками криминальных группировок. Ей казалось, наверное, что всё, за что погибали её товарищи, летит в пропасть...

Фото из источников Интернета
Фото из источников Интернета

Всё это можно было бы пережить, если бы был рядом близкий человек. Но 1979 году Друнина похоронила мужа (драматург Алексей Каплер). Не было надёжного плеча, к которому можно было бы припасть, поплакать, а успокоившись, жить дальше. Как все жили. То есть выживали.

Нет, Друнина не была слабым человеком. У неё всегда была активная гражданская позиция. В 1990 году стала депутатом Верховного Совета СССР, объясняя это желанием "защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане».

Фото из источников Интернета
Фото из источников Интернета

Однако разочаровавшись в этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла из депутатского корпуса.

Это была осень 1991 года. Видимо, в один из холодных осенних дней и сжалось её сердце при виде нищих стариков, собирающих милостыню в подземном переходе... Возможно, это и стало последней каплей..
Фото из источников Интернета
Фото из источников Интернета

21 ноября 1991 года Юлия Друнина по своей воле ушла из жизни.

...Лишь сравнительно недавно я узнала обстоятельства её смерти. Она заперлась в гараже и задохнулась от выхлопных газов автомобиля. В предсмертной записке объясняла: "...Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…"

Для меня Юлия Друнина останется очень светлым человеком и талантливой поэтессой.

Понравилась статья? Ставьте лайки! Подписывайтесь на мой канал!