Найти тему
Аркадий Малкин

Эмоциональный интеллект – как его сформировать в ребенке?

Оглавление

Что делает нас счастливее? Специалисты по позитивной психологии утверждают, что дело не в том, богаты ли мы и у нас есть карьера, а в том, любим ли мы и понимаем себя и других. И что из этого следует - можем ли мы создать удовлетворительные отношения с людьми? И все это во многом зависит от вашего эмоционального интеллекта.

Что стоит за термином «эмоциональный интеллект»? Это способность распознавать, выражать и контролировать свои эмоции и эмоции других людей. А также умение использовать эмоциональные знания в процессе мышления.

Наблюдая за группой дошкольников, мы можем заметить, что, например, Юлька тянется к детям, а Маринка играет одна в углу. Филип всегда замечает, что кому-то нужна помощь, а Оле сложно чем-то поделиться со сверстниками. Есть дети, которые сразу подчиняются правилам группы, а другим приходится учить их подолгу. За этими и никакими другими реакциями стоит эмоциональный интеллект. Это не связано с математикой, музыкой или другими способностями. Ребенок с высоким уровнем этого интеллекта открыт для своих и чужих чувств. И положительные, и отрицательные. Он может ответить на них правильно. В повседневной жизни это проявляется в том, что, во-первых, он может воспринимать эмоции мамы или друга со двора, во-вторых - давать им имена и оценивать их интенсивность, в-третьих – адекватно реагировать.

Пример: если ребенок замечает, что еще один ребенок в детском саду забился в угол, он подойдет к нему и скажет: «Ты ждешь маму?», Сядь рядом с ним, обними его. Такой ребенок также осознает свои собственные эмоциональные состояния и хорошо их распознает. Он может смотреть на себя издалека, ему удается успокаивать негатив и поддерживать положительные эмоции. Пример: ребенок приходит домой и говорит, что у него плохое настроение, потому что его друг не хочет с ним играть. Здесь мы видим, что малыш заметил свои эмоции, назвал их, нашел причину и рассказал о них. Ребенок с низким уровнем эмоционального интеллекта может, например, быть оттеснен назад или сбит ребенком, который не хочет играть вместе, потому что он не почувствует, что его друг устал или недоволен, и будет настойчиво убеждать его играть. А потом, став взрослым, Например, если он хочет поговорить со своим начальником о своих делах и не чувствует, что сейчас неподходящее время, он ничего не сделает. Речь идет о реакции на тонкости человеческого поведения.

Это можно узнать

До сих пор нет данных о том, рождаемся ли мы с определенным уровнем эмоционального интеллекта. Некоторые исследования показывают, что у младенцев есть врожденная способность читать эмоции по лицам других людей и выражать свои эмоции, чтобы общаться с другими. Определенные характеристики (например, общительность), с которыми рождается ребенок, могут положительно повлиять на развитие эмоционального интеллекта. Исследования также показывают, что, усиливая или подавляя определенные предрасположенности ребенка, родители могут эффективно влиять на его уровень. Как правило, дети обладают таким же эмоциональным интеллектом, что и родители. В этом контексте интересны результаты исследования, показывающие, что уровень эмоционального интеллекта партнеров в паре чаще всего схож. Неизвестно, совпадают ли люди таким образом или меняется в процессе отношений.

Как мы можем развить эти навыки у ребенка?

С самого рождения нужно окружать малыша близостью, теплом и радостью. Присутствие мамы и папы тоже играет огромную роль. Стоит наклониться к ребенку, поговорить с ним, улыбнуться, модулировать его голос. И, прежде всего, будьте рядом. Первый год жизни ребенка – это фундамент на всю жизнь.

Поговорите со своим ребенком о том, что он или она чувствует и что мы чувствуем. Если родитель, видя определенную гримасу или выражение лица на лице ребенка, говорит ему: «Тебе грустно, правда?», Он учит его, что то, что на его лице, выражает печаль. И что это сообщение, на которое кто-то отвечает. Позже, когда мама грустит, малыш отреагирует. Он подойдет и скажет: «Не грусти, мама». Это важно уловить, скажем, например: «Доченька моя, мама больше не будет грустить». Тогда стоит обнять ребенка, внушив нам, что-то, что он делает, важно для нас. Не будем говорить: «Ничего не происходит», когда наше лицо выражает противоположное. Пусть ребенок поделится информацией о своих чувствах, потому что тогда он или она узнает, что о них можно говорить, что это не запретная тема.

Образец удовольствия

Нарисуйте несколько лиц куклы или плюшевого мишки с разными лицами. Нарисуйте одну и попросите ребенка рассказать об этом. Позже вы можете показать эти лица в зеркале и поговорить, например, о том, что могло случиться с медведем, из-за которого она выглядела такой грустной, и как ему помочь.

В семье важна открытость чувств. Знаете, иногда вам нужно больше контролировать, потому что на определенные вещи нет общественного согласия. Но в семье мы можем позволить себе и плакать, и показывать спонтанную радость. Дома можно прыгать и сходить с ума от счастья.

Не пожалеем слова «люблю». Однако убедитесь, что это слово произносится достаточно теплым голосом и с большой чувствительностью. Чтобы ребенок вместе с этим словом получил положительный эмоциональный заряд. И чтобы он смог узнать правильное значение слова «любовь».

Дома мы тоже иногда спорим. Нехорошо, если у ребенка есть возможность наблюдать, как многие родители спорят. Если что-то подобное происходит, вы всегда должны позаботиться о том, чтобы позже посадить ребенка к себе на колени, обнять его и объяснить, что произошло. Сказать, например, что мама и папа поссорились, потому что иногда у нас разные мнения по определенной теме, иногда мы злимся друг на друга, но это не значит, что мы не любим друг друга. Тогда стоит показать ребенку, что мы составили.

Позвольте ребенку выразить отрицательные эмоции. Не будем отрицать его чувства. Когда ребенок болезненно болит колено, не говорите: «Эх, тебе не нужно плакать» или «Но ты прихоть. Малыш имеет право плакать, потому что ему что-то больно. Чтобы научить ребенка эмоциональному интеллекту, нужно уметь видеть событие с точки зрения ребенка.

Дадим ребенку возможность самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Пример: ребенок злится и приходит в отчаяние из-за того, что друг в песочнице взял свою лопату. Не будем говорить: «Ты плохой. Нет причин плакать. Скорее: «Ты расстроился, потому что Куба забрал твою лопатку, твою лопатку. Что мы сделаем? Смотри, вот желтая ракетка, которую кто-то оставил. Может, отдадим Кубе, а ты заберешь свой. На этом этапе позвольте ребенку принять такое решение. Ощущение, что ребенок принимает решения самостоятельно и справляется с конфликтами, влияет на развитие эмоционального интеллекта.

Ребенку нужно слышать «нет» от взрослого. Если нет установленных ограничений, он занимает требовательное отношение, потому что он научился этому дома. Он не принимает групповые нормы, потому что тогда он перестает быть самым важным, он не в центре, он не управляет. Установление четких границ дает ребенку чувство защищенности.

Как можно чаще хвалите, чтобы повысить самооценку. То, как мы это делаем, очень важно для того, чтобы хвалить ребенка. Это нужно делать аутентично, уделяя внимание деталям, например: «Вы очень красиво выбрали цвета деревьев в осеннем парке, они такие красочные и интересные». Вместо «Очень красивый рисунок», который можно рассматривать только как подлизывание. Хваля, вы также должны показывать своему ребенку признание того, что он сделал. Будем хвалить их, даже когда что-то не получается. Скажите: «В следующий раз вы сделаете это еще лучше». Наше отношение больше мотивирует к дальнейшим действиям, чем слова: «Ну, ты ничего лучше не делаешь».