Гомельские предприятия заинтересовались темой пополнения своих автопарков экологически чистым транспортом. Служебные электромобили уже есть на балансе «Белоруснефти» и «Гомельэнерго». Пополнил эти ряды и «Химтранс», обслуживающий на правах аутсорсинга Гомельский химический завод. Предприятие пока не покупало многотонники для перемещения сырья и готовой продукции на электротяге, но небольшую легковушку для развозки по городу документов приобрело. И это только начало, утверждают в «Химтрансе».
— Директор Александр Цвикевич увлечён темой экологичного электротранспорта, поэтому и дал добро на приобретение электрической версии KIA Soul. Автомобиль б/у, ему три года. Купили его в прошлом году за 30 тысяч рублей, что значительно дешевле новой машины у дилера, — вводит в курс дела первый заместитель директора — главный инженер предприятия Сергей Шаматенко. — Можно сказать, взяли электрокар в опытную эксплуатацию, посмотреть, подойдёт он нам для работы или нет. Пока всё устраивает.
На Гомельском химзаводе огромный оборот сырья и готовой продукции, требующего документального сопровождения.
Например, только на таможню ежедневно приходится возить пачки документов. С этой задачей юркий KIA Soul справляется как нельзя лучше. Под его капотом установлен 110-сильный электромотор. Разгон мгновенный, но только до установленного для города предела. До сотни скорость растёт уже медленнее.
— У этой модели есть два режима езды — стандартный и экономичный. Предусмотрена рекуперация на время торможения двигателем. Она начинается сразу, как только водитель отпускает «газ». Машина тормозит двигателем, попутно отдавая энергию на аккумулятор. При этом сзади загораются стоп-сигналы. Плавность торможения практически неотличима для обоих режимов. Никаких особых навыков управления не требуется,— посвящает в детали водитель электрокара Владимир Ковалёв. — Все ощущения и навыки аналогичны тем, которые характерны для управления автомобилем с автоматической коробкой переключения передач.
При появлении модели на рынке производитель утверждал, что запас хода на полном заряде составляет 120 миль. С учётом того, что машина уже с пробегом, при полном заряде компьютер подсказывает, что можно будет проехать 80 миль. Но это очень приблизительная цифра, так как многое зависит от манеры езды и подключённого оборудования. Например, при отоплении салона, использовании аудиосистемы заряд снижается быстрее. Не любит система и резких разгонов с педалью «в пол». Очевидно, что зимой запас хода уменьшится. Пользователей это не смущает.
— Мы ставим электромобиль в боксе на зарядку на всю ночь. Вывели для него специальную розетку. Когда аккумулятор набирает требуемый заряд, он автоматически отключается. Этого хватает, чтобы отработать без проблем весь дневной 12-часовой график, — говорит Сергей Шаматенко.
— Между прочим, электромобиль пригнали из Минска своим ходом. Понадобилась только одна остановка на трассе под Бобруйском, чтобы выполнить быструю зарядку на стационарной АЗС. А в городе он нас не подводил ни разу.
Заряжать KIA Soul можно либо от бытовой розетки, либо от зарядки CHAdeMO, которые пока ещё не в большом количестве есть и в Гомеле. Например, в Советском районе удалось найти только одну на улице Косарева. Поэтому есть смысл побеспокоиться о собственной зарядной станции. Например, установить розетку в гараже. Тем, кто оставляет средство передвижения под окном собственного дома, этот вариант не подойдёт. Ну а если на предупреждающие сигналы водитель не отреагирует, он может добраться до ближайшей зарядной станции в режиме «черепашка». Если и это не поможет, придётся вызывать эвакуатор.
Срок службы батареи производитель гарантирует не менее семи лет. О её замене на «Химтрансе» пока не задумываются. Технологии не стоят на месте, да и массовость серийного производства со временем точно уменьшат её стоимость. И вполне возможно, что к моменту полного отказа, машина уже отработает своё и будет просто списана.
А вот о расширении парка электромобилей думают уже серьёзно. Пятимесячный опыт эксплуатации показал ещё и экономию на текущем содержании транспорта. Если 1 км пробега бензинового автомобиля обходится предприятию примерно в 12 копеек, то у KIA Soul — от 4 до 6 копеек. Всё остальное сервисное обслуживание ничем не отличается.
— Нужно только вовремя выполнять диагностику и следить за заменой технологических жидкостей. Машинка надёжная, — говорит Владимир Ковалёв.